Государственная школа в Швейцарии.

Feb 20, 2017 08:58


О системе обязательного школьного образования в Швейцарии.


Это лично моё впечатление, сложившееся из моего личного опыта. Я не пытаюсь его никому навязать.

Так вот... Система образования "заточена" на подгонку детей под стандарт, создание будущего законопослушного и толерантного гражданина.

Детский сад (4-6) - подготовительная стадия. Детей учат заниматься в группах, адекватно реагировать на сверстников, соблюдать правила и рамки.

Дальше детей, как правило, перераспределяют заново и переводят в начальную школу, которая состоит из двух этапов: 1-3 и 4-6 классы, причём в крупном населённом пункте - я живу в Винтертуре кантон Цюрих - может получиться так, что после третьего класса ребёнка отправят не только к другому учителю, но и в другую школу. В классе сына много детей родителей, один ребёнок у которых учится в одной школе, а другой - в соседней.

Хочется добавить, что целью школы не является, как у нас в доперестроечные времена, выучить всех и каждого. Поэтому домашних заданий не так много и выполнением их родителям советуют "не заморачиваться". Так например, в третьем классе на Ufzgi ("домашнее задание" на диалекте) отводится 30 минут в день. Если ребёнок не справляется с заданием в течение этого времени, родителям требуется забрать листки у ребёнка и сообщить учителю, который будет знать, что ребёнок материал не понял.

Так с домашними заданиями не долбят здесь до шестого класса. А потом некоторые родители "спохватываются", что ребёнок программу школы не знает. Вот тогда-то и начинаются "пляски" по всевозможным курсам и репетиторам. Да! Многие швейцарцы тоже нанимают репетиторов, если хотят, чтоб ребёнок "состоялся". Поэтому не известно, что же лучше - заставлять или нет.

С четвёртого по шестой классы ребёнка начинают готовить к селекции. Государство не намерено тратить деньги на обучение ребёнка неспособного или не желающего учиться. Поэтому по итогам шестого класса всех детей снова делят. Особо способных посылают в Langgimnasium ("длинная гимназия", где учатся более углублённо шесть лет), где, помимо вступительных экзаменов, ребёнок должен выдержать пробное время и подтвердить не только свои знания, но и способности самостоятельно планировать и организовывать процесс своего обучения и достаточно высокую (напомню, ребёнку, как правило 12-13 лет) устойчивость к стрессам, т.к. Если с первого по шестой класс с ребёнком "игрались", то здесь начинают реально "драть"...

Если ребёнок не выдерживает Probezeit (испытательный срок), его возвращают в обычную школу, где учатся его бывшие одноклассники, решившие по каким-то соображениям не ходить в гимназию.

Их, в свою очередь, уже поделили на три параллели. В зависимости от кантона, они называются по-разному, но по сути - это одно и то же: в кантоне Цюрих это Sekundarschule (средняя школа) (Sek.) A, B и C. Как пошутила одна моя знакомая, в А идут те, кто хочет и может, в В - кто хочет, но не может, или может, но не хочет, а в С - кто не может и не хочет. От себя добавлю, что границы эти нечёткие, зачастую дети "плавают" между ними. Так например, один ребёнок, будучи склонным к математике, может на математические дисциплины ходить с параллелью А, а французский, к примеру, учить в параллели В.

На протяжении обучения в Sekundarschule подросток может поступать в Lang- или Wirtschaftsgimnasium (гимназия с экономическим уклоном). Поступившие так же должны выдержать Probezeit. В случае неудачи можно всегда вернуться в школу.

Основной деятельностью в это время становится профессиональная ориентация. Здесь работа всевозможных структур построена таким образом, чтоб помочь ребёнку определиться с выбором будущей профессии и помочь найти будущее место обучения (Lehrstelle). По окончании третьего "сека", подросток может попытаться поступить в Kurzgimnasium (короткий вариант гимназии, где обучение длится четыре года) или, если ему не посчастливилось найти место обучения, сделать т.н. десятый год, где с ним повторят школьную программу и дадут возможность улучшить свои результаты. Такой репетиционный год зачастую не является бесплатным). Как правило, это даст ему больше шансов в поиске Lehrstelle.

Вот и всё, в принципе. Система отличается от привычной нам, но не так существенно. Кроме того, школьные программы по математике, например, значительно проще аналогичных из российской системы образования. Однако, есть и множество заданий на развитие логики и способности рационально мыслить.

А ещё в школе очень много превентивной работы. Детям рассказывают о вреде наркотиков, здоровом питании, заболеваниях, передающихся половым путём (в своё время, конечно же) и многом другом.

Но я посоветовала бы родителям всё равно "держать руку на пульсе", потому как задача школы - всё-таки - образование, а воспитание - только косвенно. Воспитание всё же должно происходить в рамках семьи в первую очередь!

В общем, везде есть свои плюсы и минусы, но не так уж и страшен этот бес!😉

Извините, что вышло многабукаф...

швейцарская_система_образования

Next post
Up