Польша, Белхатувская ТЭС и угольный разрез.
Германия от атомной энергетики отказывается. Но ее ближайший сосед, Польша, оказывается готова развивать атомные энергетические программы. В прошлый раз мы говорили о грядущей энергетической революции в Германии (
http://verwalter.livejournal.com/142153.html). Сегодня рассмотрим некоторые аспекты польской энергетики. Оказывается несмотря на то, что страны находятся рядом, проблемы у них не очень похожие.
В январе этого года Варшава одобрила план строительства двух новых атомных электростанций. Казалось бы, Чернобыль к Польше ближе, чем к Германии, но видимо поляки не видят другого выхода. Почему? Сегодня основным стратегическим сырьем для польской энергетики является вовсе не газ, как можно было бы предположить, а уголь. Но сегодня его использование не удовлетворяет уже никаким экологическим стандартам. В некоторых местностях пожалуй можно даже говорить о грозящей экологической катастрофе.
Краков, один из красивейших польских городов, второй по величине после Варшавы. Что и не удивительно, ведь с XIV по начало XVII века Краков был столицей Польши. В городе расположено множество музеев и достопримечательностей. Ежегодно его посещают миллионы туристов. Однако у Кракова есть одна мягко говоря неприятная особенность. Почти в любой день город окутан смогом. Даже в солнечные дни ощущается дымка. На улицах не редко может почувствовать запах гари.
По загрязнению атмосферы Краков занимает 3-е место в Европе. По мнению многих местных жителей, экологическая ситуация в городе уже невыносима. 150 дней в году концентрация вредных веществ в воздухе превышает предельно допустимую норму. Иногда количество вредных веществ в воздухе таково, что за день вдыхая воздух человек получает такое же вредное воздействие, как от выкуривания семи сигарет. Тут уж даже и нет смысла бросать курить, заботясь о своем здоровье. Совершать оздоровительные пробежки или поездки на велосипедах наверное даже хуже для здоровья, чем если человек просто остается дома. Некоторые врачи кстати просто запрещают своим пациентам заниматься спортом.
От всего этого местные жители постоянно устраивают экологические акции протеста. А в прошлом году даже была создана инициативная группа «Czyste powietrze» по борьбе со смогом с главным лозунгом «Нам нужен воздух!» («Powietrza!»).
Белхатувский бурый уголь и электростанция на втором плане.
Экономика Польши очень сильно зависит от угля. Его доля в производстве электроэнергии достигает 90 процентов. В Польше насчитывается несколько десятков угольных электростанций. В том числе и самая большая ТЭС в мире из работающих на буром угле, Белхатувская ТЭС. Белхатув, расположенный примерно между Краковым и Варшавой - это крупный центр горной промышленности: в 10 км от города находятся буро-угольный карьер «Белхатув». Белхатувская ТЭС производит в среднем 27-28 млрд КВт/ч в год, что составляет 20% от всей годовой генерации электроэнергии в Польше. В 2010 году на ТЭЦ ввели в строй новый энергоблок мощностью 858 МВт. В 2007 году Всемирный фонд дикой природы включил электростанцию в европейский список одиннадцати наиболее загрязняющих окружающую среду предприятий по причине большого удельного выделения углекислого газа.
Ежегодно Польша добывает 80 млн. тонн угля. Уголь играет центральную роль в теплоснабжении страны. Экологическая ситуация естественно ухудшается зимой, в пик отопительного сезона. У некоторых туристов, которые приезжают в этот период, порой возникают проблемы с бронхами, жжение в глазах и т.п. Но туристы приехали в Краков и уедут. А что делать местным жителям? Медики утверждают, что в городе жить опасно.
25 тыс. домашних хозяйств в Кракове топят углем. Это не значит конечно, что газа в городе нет. Для кухонных плит как правило используется как раз газ. Но отапливаются дома углем. Печи во многих домах расположены в подвале. За зиму на дом может быть потрачено до 6 тонн угля. Почему люди не переходят на газ? Стоимость. Перейти на отопление газом примерно в два раза дороже, чем углем. Далеко не каждый краковец может себе это позволить. Некоторые топят даже не углем, а каким-то мусором. Углем топили еще в Средние века. Но если в XVI веке в Кракове жило около 100 тыс. человек, то сегодня население Кракова составляет 1,2 млн. человек и большинство домов, в которых они живут, топятся бурым углем. Ситуация усугубляется также наличием большого количества старых домов с плохой теплоизоляцией, дома теряют до трети тепла. Новые технологии, сберегающие тепло, могли бы позволить хотя бы уменьшить потребление угля. Но переоборудовать все дома практически не реально.
Местные власти стараются решить проблемы обычным путем: запретами. Недавно Малопольский сеймик (регион, где находится Краков) принял программу защиты воздуха воеводства и запретил отопление углем в пределах городской черты. Правда этот запрет должен вступить в силу только через 4 года. Чем будут топить жители Кракова после вступления в силу запрета? Остается только газ. Но соответственно сразу подскочат расходы на новое топливо, что явно настроение краковчан не улучшить. Вот и получается, что жители зажаты в тиски между ужасной экологией от сжигания бурого угля и высокой стоимостью газа.
Польское правительство объявило о т.н. антисмоговой программе, которая вызвала многочисленные споры. К 2020 году поляки должны прекратить обогревать дома углем, который пока, учитывая доступность и цену, является основным топливом для большинства польских домашних хозяйств. Поэтому единственным выходом на сегодня власти Польши и видя развитие атомной энергетики. Как известно, стоимость электроэнергии от АЭС самая дешевая. Да и экологии не наносится вреда… если конечно не произойдет аварии по типу Чернобыльской.