Автопортрет Адама Крафта , скульптора поздней готики
В связи с перебором вокруг тем политических и очень негативных, решил немного вспомнить о высоком, так сказать для души. Хочу рассказать поговорим о приемах строительства в Средние века.
Самыми сложными зданиями в то время были соборы. Их строительство было дело очень отвественным и непростым. Для сооружения собора создавались специальные строительные ложи каменщиков - Bauhütte. Это слово правда не средневековое. Bauhütte ввел в 1816 году Гёте в своем эссе об искусстве античности на Рейне. Но дело ведь не в словах?
В некоторым смысле эти ложи по структуре напоминали современные управляющие компании. Структура была такой: всем управляла головная ложа, ей подчинялись т.н. меньшие. Головная ложа распоряжалась всеми работами и всеми другими мастерами (других профессий), участвующих в постройке Собора. Поэтому понятно почему эту головную ложа каменщиков на строительстве Собора можно сравнить функционально с чем-то вроде управляющей компании: она организовывала работы, подряжала других мастеров из других цехов (то есть проводила нечто вроде аутсорсинга). Члены ложи подчинялись уставу. В Германии головными ложами были: Страсбургская (превосходившая рангом все прочие), Кельнская, Венская, Бернская (позже Цюрихская).
Все секреты профессии каменщики строго охраняли от посторонних. Скорее всего этот ореол таинственности, которым каменщики окружали свою профессию, уходит корнями очень глубоко. Организация строителей культовых сооружений в специальные сообщества известна еще со времен Древнего Египта. Там этим занимались каста священников. В Древнем Риме строительством священных сооружений занималась специальная Коллегия. Ее члены называли друг друга collegae и освобождались от некоторых гражданских повинностей. «Коллеги» постепенно приобрели значительный вес и влияние в римском обществе.
В Германии идея каменного зодчества пришла вместе с римскими легионами. До этого древние германцы все свои постройки возводили в основном из дерева. Это и не удивительно, поскольку они жили в лесах. Самостоятельное развитие каменного дела началось примерно с Карла Великого. Одним из первых зданий в Германии, построенных из камня регулярным образом, считается Проходной зал (Torhalle) в бывшем аббатстве Лорш. Этот зал построен в 764 году. Первоначальная цель строительства этого здания (оно неоднократно перестраивалось) до конца неизвестно до сих пор.
Проходной зал в аббатстве Лорш (восточная сторона).
Именно с этого здания, как считается, появляются устойчивые сообщества каменщиков. При строительстве монастырей (бенедектианцами и цистерцианцами) работали не только монахи, но и группы каменщиков, т.н. Конверски (Conversi), которые жили в монастырях, хотя не были монахами. Но от тесного общения они переняли у монахов идею духовного братства.
При строительстве соборов работники жили в специальных постройках для жилья. В строительстве участвовали высшие каменщики (архитекторы), просто каменщики (строительные рабочие, укладывающие камень), плотники, кузнецы, стекольщики. Их обслуживали повара, пекари, слуги по дому. Это было довольно сложное хозяйство. Руководили всеми работами каменщики из братства (ложи). Ложи каменщиков развивались иначе, чем гильдии и цеха других профессий. Нельзя путать строительные ложи и гильдии каменщиков. Гильдии каменщиков объединяли подмастерьев, то есть рабочих, умеющих класть камень. А ложи объединяли тех, кого сейчас называют топ-менеджерами: архитекторов в первую очередь, но и скульпторов, умеющих создавать из камня произведения искусства.
Петр Парлер, один из самых известных готический архитекторов.
Отношение между ложами и гильдиями строились примерно также, как сегодня строятся отношения между управляющей компаний и теми организациями, которые привлекаются для обслуживания здания. Средневековый город, решивший построить собор, заключал договор с той или другой строительной ложей. Ложа подряжала для работ гильдии: каменщиков, плотников и пр. Обычно хозяевами строительства (мастерами) были члены ложи. Хотя иногда члены гильдии каменщиков также имели право голоса. Остальные гильдии правом решения о планах и этапах строительства не обладали, потому что считались вспомогательными. Их мнение архитекторов не волновало.
Есть известная притча, в которой говорится о том, как на постройке собора у различных рабочих спрашивают о том, что они делают. Один говорит: «замешиваю раствор», второй - «прибиваю доски», третий - «кладу камень» и только один отвечает: «я строю Собор». Скорее всего этот последний и был членом строительной ложи, а остальные были лишь членами гильдий. Поэтому понятно, что их них всех по настоящему строителем собора считался только мастер из ложи.
Каменные узоры в соборе в Праге, Петр Парлер.
Строительство начиналось обычно с приходом и прекращалось с началом зимы. Однако в некоторых случаях продолжалось и в зимнее время. Архитектура готического собора была основана на вычислительных и геометрических основах. Поэтому члены ложи должны были обладать специальными знаниями в этих областях. Считается, что пропорции готического собора основывались на т.н. триангулатуре (Triangulatur). Но есть немало соборов, которые имели отклонения от идеальных пропорций. В конечном итоге все решали знания и чувство стиля мастера, являющегося хозяином строительства.
Готическая триангулатура.
Для учеников (подмастерьев), принимаемых в ложу, накладывались следующие требования: учеником мог быть только мальчик, возрастом не менее 14 лет, крещеный, рожденный от родителей находящихся в браке. При приеме ученика вносилась гарантия в размере 20 гульденов. По окончании шестилетнего курса обучения деньги возвращались. Если обучение прерывалось (по любым причинам), деньги оставались в ложе.
К началу XVIII века строительные ложи сдали свои позиции. Их стали вытеснять разросшиеся гильдии каменщиков, которые сами за века набрались специальных знаний в строительстве. В 1731 году император Карл VI окончательно запретил строительные ложи. Не исключено, что это связано с тем, что к этому времени уже активно действуют совсем другие вольные каменщики: франкмасоны, которые не имели никакого отношения к строительству как таковому, но активно использовали терминологии и атрибутику строительных лож. Но сам готический дух, характерный для лож каменщиков, стал исчезать в Европе раньше, уже к XVI веку. Эпоха Возрождения и Просвещения требовала новых архитектурных форм. Строительство готических соборов постепенно сошло на нет.
Но самое грандиозное готическое сооружение было построено в 1890 году. Им считается собор в Ульме, т.н. Ulmer Münster. Башня этого собора имеет в высоту 161,5 метра и считается самой высокой христианской колокольней в мире. Одновременно это наверное и самое длительное в истории строительство. Строительство этого собора началось в 1377 году. Собор в Ульме начали строить как католический храм, но в процессе строительства произошла Реформация, Ульм стал протестантским городом и собор также стал протестантским храмом. В 1543 году строительство главной башни было прекращено (на высоте 100 метров) из-за отсутствия средств и напряженной политической ситуации. Только в 1844 году строительство было возобновлено. В итоге Ulmer Münster «обогнал» по высоте Кельнский собор, имевший 157 метров высоты.
Ulmer Münster
Во время налета авиации союзников 17 декабря 1944 года почти все здания на соборной площади были уничтожены. Но Ulmer Münster почти не пострадал за исключением разбившихся уникальных витражей.
В 1917 году в Ульме была основана фирма Magirus по производству грузовиков (с 1925 г. - Magirus-Deutz). В качестве логотипа фирма взяла себе стилизованное изображение колокольни Ulmer Münster, вписанной в букву M.
Эмблема фирмы Magirus-Deutz.