Предоплата ЖКУ

Nov 19, 2013 15:56



Не исключено, что скоро нас с вами переведут на схему предоплаты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). 14 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение до 5 декабря проработать этот вопрос. Как сказано на сайте правительства (http://government.ru/orders/8130) «Минрегиону, Минэкономразвития, ФСТ совместно с ОАО «Газпром» проработать вопрос внесения изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ в части установления ежемесячной платы за жилое помещение и коммунальные услуги до 10-го числа текущего месяца, а также возможности осуществлять плату за газ или другие коммунальные услуги в соответствии с условием прямого договора между ресурсоснабжающей организацией и потребителем, в том числе указав в этих условиях возможность предоплаты».

Схема оплаты до 10 числа следующего месяца идет еще из советского времени. Поскольку сейчас власть особенно озабочена валом неплатежей, то всячески придумывает схемы, которые помогут увеличить собираемость.

На мой взгляд идея предоплаты, особенно предоплаты услуг обслуживающих организаций, вряд ли будет работать. Потому что нет механизма, который бы приостановил предоставление услуги в случае отсутствия предоплаты. Например когда за мобильную связь или Интернет мы платим авансом, то понимаем, что в случае нулевого баланса на нашем счете, поставщик (мобильный оператор или Интернет-провайдер) просто отключит нас от канала. Поэтому хочешь не хочешь, приходится платить авансом (это называется «пополнить счет»).

А что будет при переходе на авансовые платежи ЖКУ в случае не внесения аванса? Да ничего не будет. Если бы неплательщика можно было оперативно отключить от ресурса, то это делали бы и сегодня. Однако не получается. Состояние счетов за мобильную связь и Интернет проверяют компьютеры и автоматически отключают при нулевом балансе на начало месяца. А как можно автоматически отключить поставку газа или воды или света? Но в случае неплатежа за коммунальные ресурсы все же хотя бы есть возможность отключения от ресурса, пусть и не сразу. А как быть с оплатой услуг обслуживающих организаций (УК и т.п.)? Допустим жилец не внес аванс до 10 числа текущего месяца. Что с ним может сделать управляющая компания, чтобы побудить внести аванс? Ответ - НИЧЕГО. Так в чем же смысл введения авансового платежа? Просто очередное действие ради демонстрации того, что «мы проводим мероприятия по наведению порядка в сфере оплаты ЖКУ»?


На сайте «Коммерсанта» размещена любопытная статья (http://kommersant.ru/doc/2331067), в которой рассматривается вопрос войны жильцов за качество предоставляемых услуг и ресурсов через платежи. Мол некоторые жильцы не платят потому, что считают, что получают услуги и ресурсы низкого качества. Но во-первых, жильцы сплошь и рядом просто не понимаю, как оценить качество предоставляемых услуг (чему я посвятил несколько статей), а во-вторых, бороться за качество неплатежами это тоже самое, что приехать на хорошей машине в какой-нибудь задрипанный «автосервис» в гараже, прекрасно видя, что это такое, но отдать машину, а потом, получив ее из ремонта в ненадлежащем виде, отказываться платить за «сервис». Так отказываться надо было на стадии заключения сделки: если видишь, что «автосервис», мягко говоря, «не очень», то зачем отдавать в него своего железного друга? Это в полной мере справедливо и в случае управляющих компаний. Если УК работает плохо, то надо бороться с ней просто путем привлечения другой УК.

В общем я думаю, что кризис неплатежей за ЖКУ сидит в головах. Человек в списке трат, которые мысленно планирует каждый месяц, оплате за ЖКХ отводит самое последнее место и тогда сплошь и рядом получается, что в конце месяца у него не остается денег на оплату. Он успокаивает себя, что оплатит в следующем месяце за оба, но ситуация повторяется, причем в ухудшенном варианте (платить-то уже надо в два раза больше). В итоге некоторые люди с невысокими доходами попадают в ловушку, из которой выбраться не могут, потому что оплатить сразу за два-три месяца ЖКУ для многих просто непосильная ноша. В итоге человек махает рукой, «авось как-нибудь само рассосется». Но оплата ЖКУ как и беременность, сама не рассосется. И долг копится, копится, иногда доходя до огромных сумм.

Каков же выход? Выход на мой взгляд в том, что государство, используя все свои пропагандистские возможности, должно начать убеждать людей в том, что оплачивать ЖКУ очень важно. И что в плановых тратах эта трата должна стоять на одном из высших мест. Не новый iPad, не новая стиральная машина или поездка в Турцию, а оплата ЖКУ. При правильной подаче люди поймут.

Но у многих тут же появятся встречные претензии: а вы посмотрите в каких домах мы живем. И люди будут правы. Не буду сейчас снова поднимать вопрос и том, какое количество МКД в масштабе страны требуют капремонта и о качестве услуг, которые получают многие жильцы. Значит что надо? Правильно, прежде чем начинать такую кампанию пропаганды платы за ЖКУ, надо решить проблемы людей: отремонтировать их дома, причем за счет государства, а не за счет самих же людей, улучшить ситуацию в сфере обслуживания МКД и т.п. Вот только тогда людей можно начать убеждать.

В конце-концов, если отбросить личные желания, человек что-то делает или не делает в основном только в двух случаях: когда он боится последствий или когда ему стыдно. В случае с ЖКХ люди ничего не боятся. Потому что понимают, что пока они не задолжают каких-то огромных сумм в сотни тысяч рублей, реально с ними никто бороться не будет. А стыдно людям тоже не может быть. Потому что человека, который живет в прогнившем доме, в подъездах которых могут неделями не убираться, а подвалы залиты, невозможно устыдить тем, что он не платит несколько месяцев за ЖКУ.

Это конечно мое личное мнение. Но иного способа решения этой гигантской проблемы придумать сложно. Если конечно есть желание реально решить проблему, а не заниматься очковтирательством.

Законодательство, ЖКХ, Власть

Previous post Next post
Up