Apr 16, 2022 09:59
Смысл существования ислама - трудно с ходу припомнить более фундаментальный вопрос, лежащий в основе картины мира христиан.
Распространённых позиций, собственно, две:
1. Наиболее частая у традиционалистов.
Истина одна, а так как она - в католической вере, то прочие религии - ложные, соответственно, относиться с ним нужно, как к злу и заблуждению.
2. Более отвечающая духу сегодняшнего времени (толерантная).
Один человек считает лучшим из русских поэтов Мандельштама, а другой Блока.
Возможно, первый ближе к истине, но это не значит, что мнение второго не имеет права на существование.
Традиционалисты видят в толерантности к ложной религии релятивизм, индифферентизм и предательство, поскольку истинная религия спасает, а ложная губит, и поскольку примирительная позиция означает по сути отказ от обращения всех людей в истинную спасительную веру.
Сторонники межрелигиозного диалога и мирного сосуществования, в свою очередь, не без оснований упрекают традиционалистов в разжигании ксенофобии и ненависти, в прямом противоречии с догматическими основаниями христианства ("Бог есть любовь").
Далее попробую наметить конструктивный путь между представленными позициями, попахивающими унылой безнадёжностью ("между Сциллой и Харибдой").
Народом - носителем (духовной, онтологической, спасающей) истины до Рождества Иисуса были иудеи. Их существование в рамках Римской Империи ("ойкумены") хотя и было гарантировано имперскими правовыми нормами, но духовно они оставались по сути чуждыми остальному (языческому) населению.
Иисус, появившийся и действовавший в их среде (Он был Самим Богом, Который и создал ранее иудеев), поручил своим ученикам миссию духовно завоевать Римскую Империю, что заняло без малого три столетия. Вся ойкумена была поднята из языческого плена на уровень истины.
Оставались, однако, люди и племена, не входившие в римскую вселенную.
Какую задачу желал решить основатель ислама?
Несомненно, его целью было взять всё хорошее и освоить на местном материале. Намерение было - сделать и остальных людей католиками (то есть живущими в истине).
Поэтому он постарался взять в новую религию всё хорошее и истинное, что был способен узреть у христиан (и иудеев), и совершить, так сказать, импортозамещение. Насколько это у него получилось - вопрос отдельный. Но вот эту (совершенно благую и правильную) интенцию, которая, по-моему, была у него в основе, - сделать всех людей католиками (то есть причастными истине), мне кажется ошибкой упускать из виду.