В пятницу я была в Оперном театре на балете "Мастер и Маргарита". Неожиданно в день рождение Шурика и с Шуриком, так что, пользуясь случаем, еще раз его поздравлю, а то он заходит и проверяет, написала ли я пост)).
На что я люблю оперу и часто её посещаю, а с балетом пока не очень складывается. Особенно с неклассическим и особенно после "Черного лебедя" и "Словаря имен собственных".
Я вообще плохо представляла себе, как можно поставить такое произведение. Но получилось весьма и весьма хорошо.
Конечно, современный балет далек от классического бесконечно. У меня случается диссонанс, когда я вижу балерин без пачек и пуант. Поэтому я решила относиться к происходящему, как к шоу, а увидела все-таки балет.
Что не понравилось совсем, так это использование в музыкальном сопровождении целых кусков из Шостаковича и Чайковского, (Берлиоз - фиг с ним, ему и положено) а так же откровенное танго. Вряд ли невозможно написать музыку к двухактному балету не прибегая к попурри.
Я не очень люблю вокальные партии в балетах, но тут она было даже к месту. А так же в тему были комические похороны Бегемота под старую, дребезжащую, грампластиночную песенку Дженни из "Острова сокровищ" - "подруга сумеет за друга врагу отомстить", под которую открывал рот Коровьев, повязанный старушечьим платочком.
Режиссер-постановщик Давид Авдиш, видимо, большой поклонник акробатики и тактильного контакта, потому что все друг на друге лежат и все_друг_друга_трогают! Маргарита с особым чувством трогает не только Мастера, но и Воланда с Геллой, у Воланда руки тоже постоянно заняты, а Иешуа вообще их не опускает, всех перетрогал. Это слегка раздражает, потому что я свято уверена, что диалоги и взаимоотношения можно передать не только по средствам прямого контакта и переизбыток его не всегда уместен.
Еще сильно ощущалось особенное неприятие режиссером коммунизма. Не то что бы он хотел выразить мнение Булгакова на этот счет: в каждой сцене "этого" мира у него откровенные "черные" посылы. Чекистки из кордебалета, танцующие кан-кан, больше похожие на вампирш из гестапо, жуткие роботы-почтальоны (Шурик метко подметил, что это аллюзия на армию КНР), рабочие и колхозники, девушки с вёслами и люди с транспарантами создают атмосферу гнетущей невзаправдошности. Он противопоставляет маленькому синедриону целый политический строй, причем синедрион оказывается куда страшнее, а Воланд там как бы вообще в стороне и для красоты.
Еще в балете есть Каифа, он не танцует, а ходит на огромных таких платформах, и очень похож на Гоблинуса из "Астерикса и Обеликса". Зе сейм фейс.
Иешуа местами заставлял думать, что сейчас-сейчас он откроет рот и запоет "I Only Want to Say"... хиппи-пофигист и суперзвезда. Совершенно невыразительный Иуда и невнятные Пилат с Мастером, как бы, эпикфейлами у меня не считаются, но...что здесь скажешь, если нечисть и тут всех уделала. (Хотя Пилата постановщикам я, наверное, не прощу).
(Тут и местами далее фото жуткого качества, которое я перефотографировала из программки)))
Пилат по хореографии больше похож на беспризорного щенка - очень энергичные и разбросанные движения (даже в момент мигрени), у Иешуа очень женственная линия танца, вкрадчивая и плавная до невозможности. Однозначно самые унылые куски - это диалоги Мастера (Максим Мотков) и Маргариты (Ольга Кифяк; на Елену Филипьеву не попали), да и вообще Мастер тут самая посредственная фигура в целом.
Существенно доставляют Коровьев, Бегемот (Азазелло вымарали) и Гелла (похожая на девушку из рекламы шоколада Миллениум, которая пришла на кладбище в эротическом черном платье и шляпке, вуаль с которой значительно длиннее самого платья). Короткая, но очень классная сцена с соблазнением Иуды Низой. Низу и Геллу танцует одна и та же балерина, Райса Бетанкоурт (понятия не имею, какова её национальность, но она классная).
Самый ошеломительный в спектакле несомненно Воланд, но так и должно быть. Нам повезло, что мы попали на Яна Ваню, это чешский танцор, которого уже несколько лет ангажиментирует труппа нашей оперы. Я видела его в "Щелкунчике", он танцевал Мышиного Короля, и Париса в "Ромео и Джульетте", и он офигенен чуть более, чем полностью.
Это, правда, Сергей Сидорский, уверена, что в этой роли он тоже ок
Если уж детальничать, то самые великолепные места по музыке, хореографии и исполнению - это первый выход Воланда (танец с саблей тростью), строительство Москвы, танец Низы и сцена у пруда. Бал у Сатаны сделали нарочито комическим, потому он и не понравился.
Отдельный респект художнику по костюмам (в программке значится - Галина Соловьева (США) ггг, Авдиш тоже родился в Житомире, а значится русским) я хотела выразить, когда увидела Воланда в темно-сером сюртуке, который ему шел несказанно (Ян Ваня сложен превосходно даже для балеруна, очень высокий, очень гибкий, одним словом молодец), но дальше все было вполне предсказуемо. Маргариту зачем-то рядили в светло-голубой и белый - на мой взгляд, совершенно не ее цвета, но Бог с ним, в конце она все равно облачилась в красный. В целом - вполне себе.
Маргарита в стиле "на побывку девушка провожала бойца"
А в конце Маргарита стащила платье у Эсмеральды
Зато декорации потрясающие! Великолепные! И было много вполне ожидаемых по контексту спецэффектов, к коим я не буду причислять появление Воланда из суфлерской будки, хотя было красиво.
Жаль только, что фотографий так мало, - там было на что посмотреть(.