Раз я уже писала о собачках, то теперь с чистой совестью можно еще раз написать про платьюшки.
Оказывается, у Коко Шанель была злокозненная подружка - итальянская коллега по модной индустрии. Коко подарила нам МЧП (ну, маленькое черное платье, вы поняли, да?)), нити жемчугов, брючные костюмы и сдержанные цвета, а Эльзе Скьяпарелли (а, собсно, о ней будет под катом) лично я очень благодарна за цвет фуксии (он же в народе - "розовый-выбей-глаз") и за зонт из прозрачного материала. А еще именно она привнесла в классическую моду невообразимые журнальные принты, застежку-«молнию», очаровательные шляпки-таблетки, столь любимые выпускницами Смольного института; юбку-брюки и накладные пластиковые ногти. Все вместе, если представить себе, вроде бы выглядит ужасно, а у нее выходило просто чудесно и, в те годы, непозволительно футуристично. Когда-то одно платье от Эльзы стоило столько, что женщины могли носить его только по большим праздниками и передавали из поколения в поколения, потому что догадывались, что нарочитый модный стёб никогда не выйдет из моды.
"In difficult times fashion is always outrageous"
Elsa Schiaparelli
Эльза Скьяпарелли родилась в 1890 году в Риме в образованной и богатой семье.
Она получила хорошее образование, изучала живопись, скульптуру и литературу. В 14 лет написала книгу лирических поэм, которая была напечатана и хорошо встречена критиками, но шокировала ее буржуазную семью. Разногласия с семьей привели к тому, что в 1913 году Эльзу отправили в Англию, где на лекции по теософии она познакомилась с лектором - своим будущим мужем графом У. Де Вендт де Керлор. Вопреки воле семьи в 1914 году она вышла за него замуж. Но, как оказалось, зря. Сначала молодая семья переехала в Ниццу, а в 1919 в поисках счастья отправились в США. В Нью-Йорке у Скьяпарелли родилась дочь Ивонн, больная детским церебральным параличом.
Через несколько месяцев после рождения дочери Эльзу покинул муж. Титулованный и теософски подкованный Керлор на деле оказался совсем нехорошим человеком. Будущая кутюрье осталась без средств к существованию, с копейками, оставшимися от приданного, и была вынуждена зарабатывать на жизнь.
В нью-йоркской художественной галерее Альфреда Штиглица она познакомилась с художниками Марселем Дюшаном, Ман Рэйем и бароном де Мейером, которые стали ее друзьями и впоследствии сотрудничали с ней как с создательницей моды.
В июне 1922 года благодаря помощи американской подруги Скьяпарелли вернулась в Европу и поселилась в Париже, где также нашла работу у парижских антикваров, которые ценили ее знание итальянского искусства и безукоризненный вкус. Там она подружилась с Пабло Пикассо, Жаном Кокто, Сальвадором Дали и Гала, и Бераром.
Однажды в 1927 г. на одной американской знакомой, зашедшей в гости, она увидела необыкновенный вязаный свитер - черного цвета с вывязанным на груди белым бантом. Эльзу поразила эта имитация объемной формы - таких рисунков тогда не было. Оказалось, что его связала крестьянка из парижского предместья. Не имея денег, чтобы купить себе такой же свитер, Скьяпарелли нашла на рынке эту крестьянку, срисовала рисунок и попыталась связать такой же для себя. Ей это удалось только с третьей попытки - она надела его на званый завтрак, где все восхищались оригинальным рисунком.
На этом завтраке присутствовал представитель американской торговой фирмы «Strauss», который тут же заказал ей 40 таких свитеров в комплекте с юбками. Она раздала надомную работу крестьянкам из предместья, потом сотрудничала с армянскими вязальщицами, арендовав студию на чердаке дома на рю-де-ля-Пэ.
Ее первой клиенткой стала знаменитая сценаристка Голливуда Анита Лус, написавшая сценарий фильма «Джентльмены предпочитают блондинок».
Таким образом в Париже вошли в моду черные свитера с белыми рисунками от итальянки Скьяпарелли. Дамы вовсю соперничали друг с другом - кто же более изысканен: стильные строгие костюмы от Шанель или веселые девачковые, совершенно подиумные наряды от Эльзы.
А потом появились объемные подолы, вычурные болеро, много атласа и шелка и то, что сейчас называют "москиновским шиком" - утрированность, красочность, любовь к ярким деталям и необычным образам.
Вечернее пальто по эскизу Жана Кокто, 1937. Известнейшая оптическая двоякость - два профиля или ваза для цветов?
Женщина-гроза королевской семьи Виндзоров - Уоллис Симпсон в костюме от Скьяпарелли:
Три платья по эскизам Сальвадора Дали, 1937-1938:
Омар (это сюрреалистское платье тоже принадлежало Уоллис Симпсон, герцогине Виндзорской)
Платье-слеза из колеекции "Цирк":
Экстравагантное платье-скелет:
Коллекция "Бабочки":
Гала в шляпке от Эльзы:
Эльза успела застать всемирную славу своих внучек - актрис и фотомоделей Марисы (ставшей лицом журнала «Vogue» в 1960-е-1970-е годы) и Берри Беренсон. Она скончалась 13 ноября 1973 года в Париже, через двадцать лет после выпуска своей последней коллекции. Её похоронили в шёлковом костюме шокирующего розового цвета, введённом в моду ею же. Стильный, изысканный клоун, просто Вивьен Вествуд тех лет, грандиозная женщина.