Честно говоря, изначально этот пост задумывался немного другим. Так уж получилось, что несколько раз в последнее время я оказывался в парке Центрального района города Барнаула - любимом парке моего детства - в не самое удачное время. То это был будний день, то выходной, но с пасмурной погодой. И увиденное в парке в эти дни производило тягостное впечатление. Настолько, что в голове у меня начал рождаться текст чуть ли не своеобразного некролога (или реквиема). Однако, когда я отправился набрать иллюстративный материал к статье, выяснилось, что, на самом деле, всё не так плохо, и парк вполне себе жив и неплохо себя чувствует. Но, поскольку графоманский зуд мной уже овладел, про парк я решил всё же написать, лишь немного изменив тональность. Итак...
Как я уже упомянул выше, в детстве этот парк был моим самым любимым. Собственно, тогда особого выбора и не было: либо этот парк, либо парк меланжевого комбината (ныне "Изумрудный") (был ещё парк Индустриального района, но, во-первых, я тогда о нём ничего не знал, а во-вторых, его местоположение показалось бы мне чем-то беспредельно далёким). "Меланжевый" парк мне нравился меньше, наверное, потому, что большинство его аттракционов были ориентированы на людей немного постарше (действительно, и от катамаранов, и от "Автодрома", и от тира, и от "Колеса обозрения" удовольствие вполне могли получать и старшие подростки, и взрослые, а вот малышне больше подходило что-нибудь попроще). В общем, любая поездка в парк Центрального района превращалась для меня в праздник. Кстати, мои родители (и я вслед за ними) называли его просто "горпарк" - я так до конца и не понял, как же следовало правильно расшифровывать эту аббревиатуру: то ли "городской парк", то ли, всё-таки, "горный", хотя он и находился не на Горе, а у её, если можно так выразиться, подножия.
Приезжали мы сюда, как правило, на трамвае первого маршрута, благо он высаживал пассажиров на конечной остановке чуть ли не ко входу в парк, поэтому одним из первых воспоминаний, связанных у меня с этим парком, является не относящаяся к нему трамвайная диспетчерская:
За всё то время, что я её помню, эта диспетчерская практически не изменилась. Да и что в ней могло измениться? Тут уж, скорее, либо она есть, либо её сносят и строят на её место что-то совсем другое. Кстати, я заметил, что большинство иногородних блоггеров, посещавших Барнаул и оставлявших свои заметки об этих посещениях, обязательно отмечали эту диспетчерскую. Но это так, к слову.
Ещё одним элементом, приковывавшим моё детское внимание ещё до входа в парк (хотя гораздо чаще уже после его посещения, когда мы собирались уезжать домой) было трамвайное кольцо, по которому электротранспорт разворачивался:
Это сейчас оно такое гладенькое и прозрачное, а во времена моего детства внутри кольца буйно росли деревья и кустарники, так, что заходивший на разворот трамвай практически исчезал из вида ожидавших его на остановке людей. Кроме того, на том месте, где сейчас просто тупиковое ответвление трамвайной ветки,
раньше располагалась ещё и техническая "яма", также окружённая в моём сознании неким притягательным ореолом таинственности и непознанности.
Главный вход в парк тогда, как впрочем и сейчас, выходил на площадь Свободы.
Однако, мы им практически никогда не пользовались. Скорее всего, потому, что, как я опять же уже упоминал, трамвай подходил практически к боковому входу в парк, через который все ехавшие сюда пассажиры в итоге и шли.
Впрочем, вспоминается, что мне тогда вообще казалось, будто центральный вход по какой-то причине закрыт. Может, оно так и было, хотя вряд ли. Однако, откуда ни заходи, а всё одно: выйдешь к едва ли не самой главной достопримечательности парка - его фонтану.
Не знаю точно, но не удивлюсь, если этот фонтан - старейший из действующих фонтанов города. Чуть дальше за фонтаном расположились неизменные парковые кафешки:
Впрочем, я их практически не посещал, бывал там от силы раза два, хотя тогда здесь продавалось, например, такое, по тем временам, лакомство, как песочные кольца с ореховой крошкой.
Эстрадная площадка вот уже несколько лет находится в аварийном состоянии, поэтому все выступления проходят вот на такой эрзац-сцене:
Впрочем, не скажу, что с ней у меня связаны какие-то воспоминания. Кажется, какое-то выступление на этой эстраде я смотрел один-единственный раз, в очень глубоком детстве. Зато в период расцвета "полароидного" фото возле неё можно было сфотографироваться с огромными куклами, изображающими мультперсонажей. У меня, например, до сих пор сохранилась фотка с Микки-Маусом.
Пройдя этот своеобразный "предбанник", мы, наконец, добираемся до того, к чему в детстве приковывается максимальное внимание - до аттракционов. По правую руку раньше располагались классические качели-лодочки, которые, наверное, были почти в каждом уважающем себя парке культуры и отдыха советских времён. К сожалению, у меня с ними нашлась только отсканированная фотка, датированная 2000 годом. Вон они, там, справа:
Для полноты впечатлений я, пожалуй, добавлю сюда фотку знаменитого барнаульского путешественника и блоггера
Евгения Лаврова:
Однако, то ли в 2014, то ли в 2015 году эти ностальгические качели заменили аттракционом под названием "Кораблик на волнах" - по сути, та же качеля, но теперь с электроприводом:
Впрочем, качели тогда были почти в каждом дворе, так что особо меня этот аттракцион не прельщал, а вот расположенный напротив "Грибок" наоборот был у меня в дошкольном возрасте самым любимым:
Казалось бы, что в нём такого? Самая обыкновенная карусель с ездой по кругу. Но всё дело в том, что помимо разных самолётиков, велосипедов и тому подобного на ней были установлены несколько педальных машинок (уже без педалей, конечно), в которых можно было вертеть рулём! В своё время подобные машинки были мечтой многих позднесоветских и раннероссийских детей, которым приходилось довольствоваться трёх- и четырёхколёсными велосипедами.
Недавно "автопарк" этого аттракциона был существенно обновлён (указанных выше машинок не осталось уже давно) и сейчас тоже выглядит неплохо:
Ещё одним почти что обязательным пунктом программы моих детских посещений "горпарка" был аттракцион под названием "Карнавал". Вообще, не знаю, почему он получил такое название - ведь это самая обычная "карусель со зверюшками":
Как ни крути - а это ещё один оплот стабильности в парке. Хотя "Карнавал" никогда не пользовался бешеной популярностью, но и никогда не оставался полностью невостребованным. Лично для меня он был одним из двух наиболее популярных вариантов окончания прогулки по парку.
А вот это неказистое здание, где теперь, судя по всему, располагается администрация парка, с лёгкостью сместило "Грибок" с пьедестала моих предпочтений, когда я стал чуть старше. Всё дело в том, что примерно до конца 90-х там находился "Зал игровых автоматов".
Дошколят там могли привлечь только пружинные качалки. Причём для многих наиболее интересным было даже не само качание, а тот священный момент, когда в специальную прорезь опускалась монетка. Позднее, правда, принцип работы зала поменялся - плату стали брать непосредственно за время пребывания в нём, а автоматы стали включаться нажатием кнопки. Я из качалок, кстати, самой козырной почему-то считал трактор, находившийся почти у самого входа (или выхода), и нередко применял нехитрую схему: начинал с самой дальней качалки и последовательно проходил каждую, завершая как раз тем самым трактором. Однако, как я уже упоминал, наибольший интерес к залу испытывали те, кто постарше. Здесь можно было найти большинство самых популярных типов советских игровых автоматов. В первую очередь, конечно, культовый "Морской бой":
Кроме того можно вспомнить "Воздушный бой" (жутко сложная тогда для меня штука):
"Перехватчик" (очень простая для освоения и любимая мной игра):
Предназначенные уже для более взрослых "Снайпер" и "Зимняя охота" (последняя в более позднее время имела возможность быстрой модификации в версию "Дуплет"):
Во многом сходные "Сафари" и "Скачки":
"Скачки" были любопытны двумя вещами: во-первых, в них было очень легко выиграть (знаете ли, приятно после напряжённых (и, как правило, не особо успешных) баталий в каком-нибудь "Воздушном бое" поднять себе настроение), а во-вторых, они поддерживали мультиплеер (хотя я почти всегда рубился на них в одиночку).
Ещё я забыл упомянуть такую штуку, как "Баскетбол", который появился здесь гораздо позднее большинства других автоматов:
По идее, на нём, конечно, нужно играть вдвоём, но я предпочитал порубиться сам с собой - тупо потому, что в силу возраста тогда не мог оказывать никому особой конкуренции, ведь чтобы найти нужную кнопку, мне требовалось, наверное, минимум секунд 25-30. Запомнился случай, когда со мной попробовал поиграть парень чуть постарше меня (но в детстве даже год-два - это большая разница) и буквально довёл меня до слёз, так как я просто ничего не успевал. Кстати, ещё одна запоминающаяся деталь того зала - это куча подставок для ящиков, которые использовались теми, кто ростом не вышел (как я, например).
Ладно, вернёмся на свежий воздух. Рядом с "Залом игровых автоматов" находилась ещё одна точка притяжения - "Автодром". До появления "Весёлых горок" это был, наверное, самый востребованный аттракцион в парке. По крайней мере, по длине выстраивавшихся к нему очередей с ним никто конкурировать не мог. Сейчас, конечно, былого ажиотажа нет и близко, тем не менее "Автодром" всё равно остаётся одним из самых востребованных аттракционов:
Раньше он, конечно, выглядел по другому. Просто чтобы можно было вспомнить (или представить), впихну сюда фотку найденную на просторах необъятной сети - как-то примерно так оно всё и было:
Кстати (никуда от подобных сравнений не уйти), в "горпарке" площадь "Автодрома" была больше, чем в "Меланжевом", но и сами машинки имели более крупный размер. Впрочем, что там, что там толково ездить можно было только по кругу (пока автопарк не истощился), ибо в противном случае неизменно возникали аварии, которые могли застопорить всё движение вообще. Конечно, периодически находились товарищи, которые основной кайф находили именно в провоцировании аварийных ситуаций, но стоит отметить, что контролёры к подобным фокусам относились, в целом, довольно нетерпимо.
Рядом с "Автодромом" довольно сиротливо приткнулся аттракцион "Солнышко" - своеобразное "Колесо обозрения" для самых маленьких и ещё один из старожилов парка. Честно говоря, пока я набирал фотоматериал, ни разу не видел, чтобы на нём кто-нибудь прокатился, даже подумал, что этот аттракцион не работает, но, всё же это оказалось не так - во время одного из посещений увидел, как его крутили "вхолостую".
Что же касается нормального "Колеса обозрения", то оно тоже тут когда-то было, причём совершенно точно оно было иного размера, нежели колесо в "Меланжевом парке", но вот выше или ниже - сейчас уже совершенно не помню. Стояло "Колесо обозрения" на площадке рядом с "Комнатой смеха", после того, как колесо убрали, эта площадка довольно долго оставалась пустой, однако в последние годы, когда в парке всё-таки начали обновлять состав аттракционов, то сюда поместили "Кабриолет" и "Вальс" (из других новинок последнего времени отмечу ещё появление "Вертолётов" и "Бамперных лодок", чтобы уж сразу и закрыть эту тему):
Впрочем, нет. Придётся добавить ещё один пункт из нововведений, который, правда, не совсем относится к аттракционам - это прокат маленьких радиоуправляемых автомобилей, в которых сидит ребёнок, а управляют ими с пульта, соответственно, взрослые (хотя самостоятельно управлять некоторыми из них тоже можно):
В отличие от "Колеса обозрения" уже упомянутая мной выше "Комната смеха" осталась на прежнем месте. Сейчас мне даже удивительно, что я бывал в ней считаное число раз, буквально два или три. Сходить что ли как-нибудь?
Проходим дальше, как раз мимо "лодок" и "вертолётов" и встречаем два простеньких аттракциона со схожей судьбой. Это "Юнга", который, между прочим, немало попутешествовал по парку:
И "Колокольчик", на который, пока я ждал, так и не подошло ни одного посетителя:
Вообще и "Юнга", и "Колокольчик" - это типовые аттракционы советского времени для самых маленьких и детей чуть постарше, в своё время они устанавливались, кажется, в каждом парке и, в принципе, устанавливаются и в новых парках в той или иной вариации (например, упомянутый чуть выше "Кабриолет" - это, по сути, вариация на тему того же "Юнги"). В принципе, эти аттракционы можно считать неким стандартом, точкой отсчёта для любого парка развлечений. А вот ещё одному типовому советскому аттракциону, соседу двух предыдущих - "Северу" - не так повезло:
Видимо, местные олени эмигрировали от финансовых проблем в родную тундру, и осталась только одинокая берёзка в центре. Сколько себя помню, всегда она там была и никогда ничуть не менялась. Ну, и будочка контролёра сохранилась и, похоже, даже активно используется - в качестве столовой, гардероба, подсобного помещения и чёрт знает чего ещё. Кстати, именно "Север" был для меня вторым наиболее популярным вариантом окончания прогулки по парку. Обычно это случалось тогда, когда все свои наиболее любимые места я уже посетил и вроде бы пора домой, но ещё не хочется - в этом случае я и просился на "Север". Вообще, у него был свой своеобразный, мрачноватый, где-то действительно северный шарм. Тому было три причины: во-первых, не сказать, что "Север" пользовался большой популярностью и нередко я катался на нём в одиночестве, во-вторых, недалеко от него росло много довольно высоких деревьев, заслонявших солнце и создававших приятную, но мрачноватую полутень, ну и в-третьих, аттракцион располагался у южной границы парка, отмеченной протекающей по территории парка Барнаулкой, и через Барнаулку на другой берег вёл небольшой мостик, а дальше призывно виднелась лестница на ВДНХ. О, как мечтал я, катаясь на "Севере", подняться по этой лестнице наверх! Мне казалось, что там, наверху, я обязательно встречу что-то чудесное и таинственное! Но так ни разу я не облёк свою мечту во что-то более осязаемое (стыдно признаться, но первый раз я поднялся в нагорный парк уже учась в ВУЗе, когда там уже сгорели и разрушились последние остатки павильонов ВДНХ). А вот по мостику я пару-тройку раз всё же ходил. Впрочем, этот мост перестал функционировать гораздо раньше того же "Севера" - его закрыли ввиду аварийного состояния ещё в середине 90-х (может, чуть ближе к их концу). Сейчас рядом с ним вид довольно печальный:
Раньше, когда мост ещё функционировал, таких зарослей рядом с ним не было и другой берег неплохо просматривался (пусть и только в узком диапазоне ширины моста).
Что ж, можно и к выходу поворачивать. А по пути взглянем ещё на два места. Первое - это уже отчасти легендарные "Весёлые горки". Именно "горпарковские" горки стали первым аттракционом подобного рода в Барнауле. И ажиотаж они в своё время вызвали абсолютно нездоровый, по длине очередей с ними не мог поспорить даже признанный чемпион того времени по этому показателю - "Автодром". Да и сейчас "Весёлые горки" остаются одним из самых популярных аттракционов в парке:
В пору же расцвета очередь сюда могла растянуться аж до самой скамейки, которую можно видеть на второй фотографии на переднем плане.
Второе место, которому стоит ещё уделить внимание - это занимающая довольно неплохую площадь почти в середине территории парка сеть дорожек, по которым можно погонять на веломобилях:
Но интересно оно, разумеется, не этим, а тем, что в своё время (примерно тогда же, когда в парке установили "Весёлые горки") здесь хотели сделать вполне масштабную детскую железную дорогу (имеется в виду, всё-таки, аттракцион "с паровозиком", наподобие того, что есть сейчас в парке "Арлекино", только глобальнее и сложнее) и даже что-то начали делать, однако в дальнейшем на этом начинании был поставлен крест, скорее всего, из-за сложной финансовой ситуации. Так что-то те элементы, которые уже были построены, быстренько разобрали, а о самом начинании вскоре забыли.
Вот вроде и всё. Можно прощаться с парком, кинув на него последний взгляд перед дорогой на выход
и убедившись, что безлюдность ему, всё-таки, не грозит.
Вместо заключения (хотя это оно самое и есть): Судьба данного текста оказалась долгой и сложной. Задумывался он ещё чуть ли не в 2015 году, реализовываться начал летом 2016, а закончен только сейчас. За это время несколько поменялся как мой субъективный взгляд на состояние парка, так и некоторые объективные вещи. Так что здесь хотелось бы немного всё подытожить уже без ностальгических воспоминаний и лишних деталей. Первое и главное: хотя лучшие годы парка уже явно прошли, но, тем не менее, ему совершенно определённо удалось выжить и занять свою нишу в культурной жизни города. Хотелось бы отметить следующие три аспекта, определяющие современное лицо парка: во-первых, это его аттракционная нацеленность на самых маленьких детей, практически все его аттракционы ориентированы на детей дошкольного возраста и младших школьников (исключения, пожалуй, только "Автодром" и "Весёлые горки"); во-вторых, это его историческое наследие и пространство для прогулок - да, по площадям горпарк явно уступает территориям "Юбилейного" и "Изумрудного", но по ухоженности обходит их сразу на несколько корпусов - так что взрослым и пожилым людям может быть приятно тут погулять; в-третьих, это возможность организации массовых культурных мероприятий, чему способствуют всё те же большие и ухоженные площади плюс потенциальное наличие эстрадной площадки. Проблемы парка, на самом деле, тесно связаны с его особенностями. Если в советское время "Центральный парк" можно было считать образцом парка для самых маленьких в том числе и в виду почти полного отсутствия конкурентов, то сейчас, с развитием "Солнечного ветра" и "Лесной сказки", появлением "Эдельвейса" и "Арлекино" набор аттракционов горпарка просто совершенно не выдерживает никакого сравнения с оппонентами. Географическое положение в историческом центре тоже является не только плюсом. По сути получается, что просто так, между делом, в этот парк никто не пойдёт - это не упомянутая выше четвёрка, которая укладывается в концепцию "парка возле дома", сюда нужно ехать специально, а заманивать при этом посетителей, исходя из первого пункта, получается особо и нечем. Вот к культурному аспекту особых претензий нет, хотя и тут есть что улучшить, да и народ подобные мероприятия смогут привлекать лишь несколько раз в год.
Ещё один момент, который я не могу не отметить - с реализацией концепции "туристического кластера" в неё попадает и горпарк. С одной стороны - это открывает широкие перспективы, с другой - вызывает серьёзную обеспокоенность. В последний раз я был в парке Центрального района то ли в мае, то ли в июне - и увиденное меня очень расстроило: парк лишился немалого количества деревьев, особенно, в зонах аттракционов и, честно говоря, представлял собой даже не печальное, а какое-то отвратительное зрелище (не говоря о том, что многие аттракционы и подступы к ним лишились вожделенной тени - так что, дорогие мамочки и папочки, будете ждать своего ребёнка прямо на солнцепёке). Естественно нам вещают, что всё сделано в целях безопасности, что деревья реально находились в аварийном состоянии, что обязательно будут посажены новые деревья и бла-бла-бла, но пока имеем то, что имеем - и это напрягает.
Впрочем, чтобы не заканчивать на печальной ноте, вернусь к тому самому аварийному мосту через Барнаулку. В отношении него имеется ряд планов (во-первых, восстановить, конечно же), так что подождём - может что и выгорит.
P.S. К сожалению, даже здесь не могу не упомянуть, что по моему мнению мета-ЧГК должен быть уничтожен.