Наш старший ребенок болтает без умолку и любит сочинять сказки. Конечно, ему интереснее рассказывать, когда в устном творчестве участвует кто-то из взрослых. И мы сделали подборку речевых игр, помогающих слагать истории, тем более, что перед нами стоит задача помочь сыну научиться говорить красиво. Дело в том, что когда Максим не успевает подобрать слова, его речь превращается в запинки и повторы. А бывают и такие детки, которым комфортнее выражаться односложно или молчать, но родители могут им помочь разговориться. В общем, и болтунам, и молчунам посвящается - игры, которые учат:
- сначала подумать, а потом сказать;
- структурировать речь и формулировать фразы грамотно и красиво;
- быстро найтись, что ответить, и произнести все на одном дыхании.
«Комментируем картинку»
Самый простой способ сподвигнуть ребенка на рассказ - это найти картинку и вместе ее описывать. Наши дети периодически просят купить журналы с машинками и персонажами из мультиков. На серединном развороте там бывают постеры, и мы их используем для старта истории. Можно помочь ребенку вопросами: им там удобно? А куда-это они? А с вареньем было бы лучше? Другой вариант - сочинить приквел и рассказать, как герои дошли до той жизни, которая изображена на постере. Это сложнее, потому что придется продумать отправную позицию, выстроить сюжет и привести героев к тому состоянию, в котором мы их застали. Получится отличная тренировка и фантазии, и логики. Но если сиквел годится для дошкольников, то второй вариант лучше пробовать с детьми постарше, лет с 7-9. В принципе, можно дать письменное сочинение на тему «Как вы здесь оказались?».
«Калейдоскоп эмоций»
Сейчас продаются игровые наборы с картинками, на которых нарисованы лица в разном настроении, с разными эмоциями. Задача таких игр научить ребенка осознавать свои эмоции, выражать их словами, находить все более точное и тонкое описание.
У нас были замечания к уровню художественного оформления этих наборов, и поэтому мы решили обратиться к классике. Мы отобрали и распечатали 20 портретов кисти замечательных русских художников: Васнецова, Коровина, Врубеля... В них есть и тонкие эмоции, и выразительный характер, и красивые лица.
Самая простая игра с портретами - описать эмоциональное состояние героя: какие чувства он испытывает, что собирается сделать, что он любит или не любит, чем занимается в жизни. Художник дает подсказки, которые надо научиться замечать и использовать, а остальное - простор для фантазии. Портреты могут приходить друг к другу в гости, праздновать день рождения одного из них, дарить подарки, высказывать праздничные пожелания в его адрес, красиво прощаться - каждый в своей уникальной манере, со своим настроением.
Письменная чепуха
Это старинная игра, в которой историю сочиняют коллективно и втайне друг от друга. Ведущий задает девять стандартных вопросов, на которые каждый игрок отвечает письменно. Когда это произошло? Где? Кто был главным героем события? И кто героиней? Что они делали? Что сказал он? Что ответила она? Чем дело кончилось? Что сказали люди? Каждый участник пишет ответ на своем листе, и несколько раз загибает его так, чтобы нельзя было прочитать написанное. Затем листы передаются по кругу, и каждый пишет ниже ответ на следующий вопрос, не читая, что до этого сочинил сосед. Игра завершается совместным прочтением полученной чепухи и морем хохота.
«Жили-были...»
Эта карточная игра популярна в англоговорящих странах и называется там «Once Upon a Time ...». Для нее нужны две колоды карт, одна с элементами сказки и другая с концовками.
Задача игроков состоит в том, чтобы рассказать историю, постепенно выкладывая свои карты, и завершить сюжет в соответствии со своей картой концовки. Но все не так просто, поскольку другие игроки пытаются изменить сказку в собственных интересах. На одном американском форуме был такой пример: Вы красиво подвели сюжет к тому, что принц и красавица женятся, и казалось бы, наступает Ваша концовка: «и жили они долго и счастливо». Но тут другой игрок бросает принца в пасть дракона...
У игроков есть возможность отбирать друг у друга право слова. Например, рассказчик говорит: «И вдруг она встретила Кролика с карманными часами...». Если у другого игрока есть карта «Кролик», то он может выложить ее, и тогда право рассказа перейдет к нему. Красота игры в том, чтобы выстроить сказку как можно более логично и последовательно, учитывая все то, что насочиняли предыдущие ораторы. И чем больше использовано упомянутых ранее деталей, тем интереснее.
Существует русскоязычный аналог этой игры под названием «Игросказ». В нем несколько изменены правила, но сохранен дух фэнтэзи - яркий, явно кельтского происхождения и немного страшноватый.
«Жили-были...» без карт
В эту игру мы играли со взрослыми, причем на английском языке - так прошла одна из сессий нашего клуба англоговорящих родителей. Мы упростили правила, и вместо карт раздали присутствующим листочки, на которых нужно было написать имя своего героя - любого на выбор. Получился впечатляющий кастинг от Черного рыцаря до Поросенка Ниф-Нифа. Следуя упрощенным правилам рассказчики сменялись по собственному желанию. Единственное ограничение состояло в том, что игрок, к которому перешло слово, должен был продолжить рассказ поступком своего персонажа. И когда Дракон укусил Фею-Крестную, участники активизировались. Сказки оказались очень смешными, поскольку игравшие состояли между собой в супружеских или дружеских отношениях, и все время апеллировали к несказочной реальности.
Удивительные приключения барона Мюнхгаузена
Еще одна игра «забугорного» происхождения. Все собравшиеся объявляются знатными господами, которых судьба свела в одной таверне, и начинают травить друг другу байки. У каждого игрока есть монеты по суммарному количеству участников. То есть, если играют 5 человек, то у каждого по 5 монет. В этой игре никто не забирает у рассказчика право слова, но игроки могут использовать свои монеты, чтобы подбросить ему задачку посложнее.
Один из участников начинает игру, обращаясь к своему соседу фразой типа: «А расскажите-ка, любезный, как Вы охотились на тюленей на Марсе...» У игрока, которому брошен вызов есть пара секунд, чтобы собраться с мыслями. В это время он может сказать, например: «О, да, припоминаю...», - и начать рассказ. Эта игра учит тому, чтобы быстро найтись с ответом. Истории должны быть самыми невероятными, а рассказчику положено, что называется, «заливать».
Зачем в игре монеты? Предположим, в своей марсианской небылице Вы добрались до момента, когда вскочив в корабль, Вы бросились наутек от обезумевших тюленей. Один из игроков может предложить Вам свою монету и сказать: «Держу пари, Вы были не готовы к тому, что в баке совсем кончилось горючее!» Вы вправе вернуть ему монету и продолжить рассказ на своих условиях, как будто бы бак был полон, со словами: «напротив, Ваше благородие, бак был под завязку». Но это менее интересно, чем принять монетку и придумать, как вписать в историю пустой бак. Другой способ использовать монетку заключается в том, чтобы указать рассказчику на некоторые несоответствия в его повествовании. Например, игрок сообщает, что в связи с отсутствием горючего он пересел на космический скутер и помчался прочь. Тогда другой участник вправе предложить ему монету и поинтересоваться, где этот скутер был раньше и как оказался по близости с кораблем.
Буримэ - высший пилотаж
Знаменитая игра в написание стихов, название которой происходит от французского «bouts rimés» - «рифмованные концы». Требуется один или несколько поэтов-добровольцев. Все присутствующие предлагают рифмы любого характера, например, «очки - сморчки», «бури - лазури», на худой конец, «палка - селедка». Рифм должно быть не менее 5-7 штук, но и не слишком много, чтобы не обрекать поэтов на многочасовой труд. Получив законченный список рифм, одинаковый для всех, добровольцы удаляются для сочинения стиха, который включит в себя все предложенные рифмы и родится не более, чем за 10 минут. Публика приветствует аплодисментами все зачитанные вслух сочинения. Самое интересное получается, когда один и тот же набор рифм порождает произведения, принципиально разные по сюжету и стилю.
Очевидное преимущество речевых игр в том, что в них можно играть где угодно: в машине, в путешествии - тогда, когда нет игрушек или неудобно ими играть. С другой стороны такие игры позволяют научиться правильной речи, примерить на себя разные профессии и социальные роли, развить воображение и узнать много нового.
А какие речевые игры любите Вы?