Наверное, самый жёсткий, и в эти дни наиболее актуальный вопрос, это, похоже, уже не просто заявленное, а свершающееся на наших глазах возрождение Русской Православной Церкви. Именно так - ни больше, ни меньше. Возрождение от общенародной апатии последних 20 лет. Ведь, несмотря на хлынувшую начиная с 90-х со всех сторон религиозность (потому, что сначала стало можно, а потом модно), и на реальное усиление РПЦ как общественной структуры, по большому счёту, в нашу эпоху аннигилирующей духовности было сложно ожидать от церкви продуктивной работы по становлению духовного стержня народа. Не могу утверждать как было в действительности, но у стороннего наблюдателя складывалось впечатление, что задачи в общенациональном масштабе либо не ставились вовсе, либо спускались на уровень приходов и, соответственно дробились отдельно взятым батюшкой до элементарного: не дать окончательно опуститься и сгинуть своим прихожанам. Но суть, да дело, а покуролесив на перепутье, Церковь - общественная организация (причём в некоторые периоды с Ограниченной Ответственностью), в один прекрасный момент вспомнила, что она ещё и Церковь - социальный институт, и начала вполне осязаемо собирать земли русские (11 визитов на Украину с середины 2009 года), что мгновенно вызвало ожидаемую
реакцию.Когда же стали проступать контуры вполне чёткой программы духовного возрождения, начался вполне ожидаемый шабаш.
При этом, как точно подметил на одном сайте комментатор новости о "циркуляре РПЦ":
"А вот если подумать... Просто сопоставить ряд фактов - помните как господин Березовский воззвал к Патриархии, получил жесткий отпор, затем он - Березовский - объявил о создании христианской (смешно, не правда ли?) партии, и снова получил нелестный комментарий от представителей Патриархии. А потом почему то последовательно поперли наезды на РПЦ. Странно, например, почему обстоятельства с судом и квартирой в Доме на набережной всплыли только сейчас? Это ж с 2010 года тянется? Ну и вообще - потрудитесь отсмотреть откуда взялись воинствующие феминистки и кто финансирует этот проект. И включите мозг, наконец. Может Вас тогда перестанут удивлять подобные циркуляры."
Обращение Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви действительно получилось точным, выверенным и очень своевременным.
Русская Православная Церковь, совершая миссию проповеди Евангелия, демонстрирует активную позицию по многим злободневным вопросам и деятельно участвует в разрешении актуальных социальных проблем. Помощь тысячам людей во время пожаров 2010 года, сбор средств и вещей для малообеспеченных категорий граждан, разноплановая работа с детьми и молодежью, приход многих сотен тысяч людей к Поясу Пресвятой Богородицы показали способность Церкви объединять миллионы людей в молитве, добрых делах, заботе о будущем народа. Но это, к сожалению, не у всех вызывает радость и приятие. Антицерковные силы опасаются усиления Православия в стране, их пугает возрождение национального самосознания и массовой народной инициативы. Такие люди немногочисленны, но некоторые из них обладают влиянием и готовы использовать свои финансовые, информационные и административные ресурсы для дискредитации иерархов и клириков, для порождения расколов и отторжения людей от храмов. К этим силам присоединяются те, кто продвигает ложные ценности агрессивного либерализма, ибо Церковь непреклонна в своей позиции неприятия таких антихристианских явлений, как признание однополых союзов, свобода выражения всех желаний, неудержимое потребительство, пропаганда вседозволенности и блуда. Кроме того, нападки на Церковь выгодны тем, чьи меркантильные интересы ущемляются программой возведения новых храмов в густонаселенных районах Москвы и иных крупных городов. <...> Опасность используемой против Церкви тактики состоит в том, что, в соответствии с правилами манипуляции общественным мнением, ложь соседствует с реальными фактами, умалчивается то, что невыгодно, делаются циничные заявления, вызывающие гнев, страх, зависть, негодование, злобу. В ход идут все приемы черной риторики: умалчивание части фактов, изменение смысла происходящего, прямое введение в заблуждение аудитории, обман. В этих условиях всем нам важно сохранять единомыслие, не поддаваться на ложь и провокации, учиться воспринимать критически сомнительную информацию о Церкви, не спешить с реакцией, с публичными и частными заявлениями. В то же время противостояние Церкви со стороны ее недругов необходимо учитывать в каждодневной церковной деятельности... Попадание в цель было феноменально точным. Обозначенные «воры» с усердием стали раздувать пламя на своих горящих шапках:
Как считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, РПЦ допустила несколько неверных ходов в последних событиях и поэтому «старается перевести стрелки на оппозицию». «Агрессивный либерализм с точки зрения Церкви - это антипутинцы, антигосударственники и прозападно настроенные люди с нехорошими либеральными ценностями», - считает Малашенко. «Не знаю, будут ли автобусами свозиться люди, - сказал Малашенко о молебне 22 апреля. - Я не исключаю, что поставленная задача, чтобы молебен был массовым, получился». «Главное, показать, что РПЦ - это народная Церковь, а либералы - люди антинародного плана». Лично я долго пытался, но так и не смог представить мысль более бредовую (карусельные автобусы РПЦ) и сильнее подтверждающую истинность описанного в обращении, чем это.
Само заявление в комментариях, в общем-то, и не нуждается. Однако, оно прекрасно встраивается еще одним звеном в уже сотню раз поминавшуюся цепь позитивных сигналов. Ибо церковь всегда была, есть и будет институтом, максимально лояльным любой власти, за исключением откровенно секулярной. Просто потому, что единственная функция церкви - реализовывать государственную власть в духовной сфере. И если церковь вдруг начинает бороться не за души паствы, а против конкретного, имеющего физическое тело и юридическое определение, врага, то это значит, что государство взялось и за этот вопрос. И еще одну болевую точку, наверное, самую главную - нравственную, видит, и отвечать на поставленные вопросы готово.
Чёткое подтверждение этого получено как раз сегодня:
В Госдуме появится группа по защите христианских ценностей. Сейчас идёт её формирование. Проект одобрен Русской православной церковью и поддержан руководством нижней палаты парламента, сообщил депутат Сергей Гаврилов. Именно он был инициатором создания такой межфракционной группы. Основная [её] задача - использовать законодательные возможности для совместного со священноначалием противодействия «тоталитарной и сектантской идеологиям, агрессивному либерализму и ничем не ограниченной проповеди насилия». Поэтому, подводя итог, можно смело сказать: в след за канувшим в безумии 90-х ООО "РПЦ" (что до сих пор аукается), процветавшая в "нулевые" Общественная Организация "РПЦ" завершила своё функционирование. На историческую сцену вернулась Русская Православная Церковь.
P.S. И лично меня, абсолютно светского человека, относящегося к любому религиозному институту скорее с культурологическим интересом, это несказанно радует. Поскольку я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что истинное возрождение России (не только как политического субъекта, а как духовной цивилизационной матрицы) возможно только через Православие. Да будет так!