Доброго времени суток, друзья.
Этот пост посвящается более предметному изучению труда художника, экспериментатора, педагога и ученого Йоханеса Иттена.
Книга, Искусство Цвета, впервые попала ко мне несколько лет назад. Тогда я только начинал свою парикмахерскую деятельность и не мог оставить без внимания хотя бы малейший источник знаний. После первого прочтения я не понял совершенного ничего, то есть совсем ничего. Каша была в голове несусветная и лишь, перечитывая, пробуя, наблюдая на практике, сравнивая я начал потихоньку понимать, о чём писал автор.
Думаю, что для многих уже известно, что я парикмахер и естественно работаю много с цветом и его возможностями. Но, к сожалению, на практике я, как и мои коллеги ограничены несколькими видами контрастов, а именно: контраст света и тени, контраст температур, контраст насыщенности. Остальные либо мало применимы (исключение фотосессия колориста), либо, что особенно печально, о них никогда не слышали и не понимают всей их мощи.
Ниже я постараюсь привести выдержки из оригинального текста, которые для меня наиболее компактно, информативно и доступно рассказывают о первых трёх типов контрастов.
*…. Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два
цвета, находим между ними чётко выраженные различия….*
В самом начале этого раздела автор делает важное замечание
*…Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений…*
Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений.
*…Контраст цветовых сопоставлений - самый простой из всех семи, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий
цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом…*
Хочу сделать здесь ремарку, для более удачного понимания книги, нужно чётко разделить понятия прямого и отражённых цветов.
*…Интенсивность цветового контраста всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трёх. Так, оранжевый, зелёный и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно. Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний…*
*…Включение белого и чёрного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника…*
Автор даёт великолепный комментарий к каждому своему тезису
*…белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и
делает их более тёмными, чёрный, наоборот, - повышает их яркость
и делает их более светлыми….
К примеру один и тот же красный совершенно по разному будет выглядеть на белом и чёрном фоне.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах - лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета…*
Но в тоже время он и не отрицает некой нематериальной мощи и недопонятости явления…
*…Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порождённой стихийной силой…*
…Незатемнённые цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас
ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности…*
*На цветовых контрастах основано народное искусство различных
стран. Пёстрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют
о естественной радости, которую вызывают яркие краски.
Цветовые контрасты можно очень часто найти в витражах,
особенно ранних, где их стихийная сила берёт верх над пластическими
формами архитектуры.*
Следует признать, что выразительные возможности
каждого отдельного цветового контраста могут проявляться
самыми различными способами. С их помощью можно
выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и
космическую универсальность
Контраст светлого и темного
В начале автор также вносит понимание основных так скажем отправных точек в нашем изыскании
*Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным
выразительным средством для обозначения света и тени.
Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый
цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого
цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу
между белым и чёрным*
Здесь необходимо чётко усвоить что же есть серый цвет
*Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов.
Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального
ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок,
который является дополнительным по отношению к цвету,
пробудившему его.*
Не могу согласиться со следующим утверждением автора, что каждая пара дополнительных цветов даёт серый цвет, во первых если даже и даёт то характер их будет разный ( жёлтый+фиолетовый= светло-серый, оранжевый+синий=грязно-серый), а смесь красного и зелёного вообще даёт коричневый оттенок.
*Серый цвет может быть получен при смешении чёрного и белого
или жёлтого, красного, синего и белого, или любой другой
пары дополнительных цветов*
Нас вновь подводят к ярким примерам этих контрастов
*В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим
много произведений, которые построены исключительно на чистом
контрасте светлого и тёмного. Этот контраст имел огромное
значение для живописи тушью в Китае и Японии
Способ изображения в гравюрах на дереве и на меди также основан на сопоставлении темного и светлого.*
*До сих пор мы изучали контраст светлого и темного только в области черно-бело-серых тонов. Вместе с тем чрезвычайно важно научиться различать, насколько один цвет светлее и темнее другого.*
Важно не путать понятия светлоты и яркости
Один из важнейших выводов этого раздела
*Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными. Сам этот факт и его возможности как художественного
средства недооценивать нельзя.*
И сразу же пример:
*В то время как импрессионисты стремились к живописному
воздействию серых тонов, сторонники конструктивной и реалистической
живописи относились к чёрному, белому и серому
цвету как к средству абстрактного воздействия.*
*Если мы подготовим таблицу с последовательностью в восемнадцать
ступеней вместо двенадцати и соединим между собой
точки максимальной яркости, то увидим, что кривая будет иметь
форму параболы.*
Сей факт меня в очередной раз убедил в следующем (надеюсь не будут забит вами камнями) однако, искусство это некая эстетическая математическая последовательность, живущая в разных измерениях, графика и живопись на плоскости, архитектура в пространстве, музыка в течение времени её исполнения (литература, наверное, только не имеет чёткого определения, в данном контексте)
*Нам следует усвоить, что яркий, насыщенный жёлтый цвет весьма светел и что такой субстанции как тёмный жёлтый цвет не существует.
Насыщенный, сугубо синий цвет очень тёмен, а светлые синие тона бледны и неярки.
Красный цвет только в тёмном виде может излучать свою яркость,
а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет свою яркость.
Колорист обязательно должен учитывать это в своих композициях.
Светящиеся красные тона на картинах Рембрандта так выразительно
сияют лишь благодаря контрасту с более тёмными.
Когда Рембрандт хочет добиться сияния жёлтых тонов, то погружает
их в относительно светлый цветовой ряд.*
Контраст холодного и теплого
*На первый взгляд может показаться странным отожествлять
ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако
опыты показали разницу в 3…4 градуса в субъективном
ощущении тепла или холода*
*Под прямым углом к оси «жёлтый -фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода итепла.*
Проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения.
Автор замечательно сделал очередной вывод
*В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их
от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений.*
Контраст холодного и тёплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов.
Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и
воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного
света, выполняя роль теневых цветов.
Хочется также завершить этот пост фразами из книги
*Аббат Шугер,
освящая первый цветной витраж церкви Сан-Дени в Париже,
обратился к пастве со словами о том… «что материальный смысл
назначения человека состоит в том, чтобы постичь высшую нематериальную сущность материи»*
Живописцем можно не только родиться, но и стать им....