Про дурь, красоту и композитора.

Dec 13, 2010 14:20

Вот же ж , начнёшь просвещаться - ещё большим дураком себя почувствуешь. Горестный гундёж и сетования на собственную пустоголовость.

Прислал мне тут Сеня недавно вот эту красоту:
Сара Мингардо поёт "canzonetta spirituale sopra alla nanna, per voce e continuo" некоего Тарквинио Мерулы, чудно так поёт что мантры читает

image Click to view


Восхитилась я и потащилась к Гроуву просвещаться, поскольку, кто такой Тарквинио Мерула, знать не знала...

И вот то ли от широты -душевной-дури-врожденной, то ли с перепугу-недосыпу-перепою взялась перевести про него статью.
Взялась и, нет бы бросить, домусолила... видимо чтобы в полной мере прочувствовать свою откровенно бесстыдную неосведомлённость в области музыкальной терминологии и наконец устыдицца, с мазохистской радостью провозгласив самой себе по окончании "работ" : "ну ты дуууууууууура не-умеешь-не-берись-ка"...  Но думаю, самоуничижительные умозаключения не помешают мне этот "перевод" сюда забросить, а вдруг кому пригодиться, а вдруг кто добрый мои косяки исправит...

Тарквинио Мерула родился в Кремоне 1594-5 году, умер так же в Кремоне 10 декабря 1665 года.
Итальянский композитор, органист и скрипач. Он был одним из искуснейших и прогрессивнейших итальянских композиторов своего поколения, и преуспел в сочинении как вокальной, так и инструметальной музыки.

1. Жизнь.

Предположительный год рождения Мерулы проистекает из факта, что он прошёл конфирмацию 23 апреля 1607 года, вероятно, как это обычно бывает, в возрасте 12 лет. Предположительно, первый занимаемый им пост был постом органиста в церкви Святого Барталомео Отцов Кармелитов в Кремоне. 22 октября 1616 года он подписал трёхлетний контракт и занял пост органиста в церкви Incoronata в Лоди. 8 февраля 1620 года контракт был продлён, однако в конце января 1621 года Мерула покинул Лоди. Возможно он сразу направился в Польшу, по крайней мере в письме Антона Ноенхабера, примерно того времени, упоминается о пребывании Тарквинио в Варшаве. В 1624 году, и это известно наверняка, Мерула служил в качестве organista di chiesa e di camera у Сигизмунда Третьего, короля Польши.
Вернувшись в Кремону, 18 февраля 1626 года Мерула получил предварительное назначение на пост maestro di cappella в Laudi della Madonna, где занимал место перед главным алтарём собора во время субботних служб и вигилий перед празднествами в честь Марии. На постоянную службу был принят 13 января 1627 года. В 1628 году так же служил органистом в коллегиальной церкви Святой Агаты. Далее он отправился в Бергамо, где 12 апреля 1631 года подписал трёхлетний контракт и занял аналогичную должность в церкви S Maria Maggiore, которую ранее занимал Алессандро Гранди, умерший во время чумы 1630 года. Мерула начал работать над реорганизацией cappella, в которой состоял так же и Дж. Б. Буонаменте. Однако Мерула был снят с должности 29 декабря 1632 года за "непристойное поведение в отношении нескольких своих учеников". Мерула грозился подать в суд за удерженную зарплату, тогда как верхушка церкви в свою очередь пригрозила ему перспективой уголовного разбирательства, в следствие чего дело разрешилось 11 апреля 1633 извинениями со стороны композитора и заявлением об уходе без каких-либо притязаний на удержанную зарплату. Он снова возвращается в Кремону и по его просьбе и с согласия руководства 19 августа 1633 года снова занимает должность maestro di cappella в Laudi della Madonna, сместив с этой должности Дж. Б. Минцио. Однако разногласия с начальством по поводу зарплаты и обязанностей привели его к увольнению в 1635 году.
В 1638 году он снова в Бергамо и снова в должности maestro di cappella и органиста в соборе неподалёку от церкви Святой Марии Маджоре. Из-за всевозможных разногласий бывшие наниматели из церкви Святой Марии Маджоре 14 апреля 1642 года запретили своим музыкантам когда-либо работать под началом Тарквинио Мерулы, чем прервали традицию обмена музыкантами между двумя церквями. В Бергамском соборе Мерула оставался до своего окончательного возвращения в Кремону, причиной которого послужило назначение 25 августа 1646 года на должности органиста собора, органиста и maestro di cappella, до него занимаемые Николо Коррадини, в Laudi della Madonna. Он занял эти должности уже в третий раз и теперь  остался на всех трёх постах уже до самой смерти.
В 1643 году Мерула сочиняет музыку для оперы La finta savia, которая была поставлена в Венеции. Является членом Accademia dei Filomusi of Bologna и Рыцарем Золотой Шпоры.

2. Работы.

Мерула был восприимчив к стилистическим новшествам Венецианской школы и духовная музыка его сочинения весьма прогрессивна. Его духовные концерты для нескольких голосов напоминают искусной проработкой и украшением произведения Монтеверди. (пример 1) Мерула был первым, начавшим писать мотеты для сольного голоса и струнных. Духовные концерты для большего числа голосов написанные в стиле Джовани Габриэли, отличаются чистотой формы и силой тональных движений. В середине 1630-х годов Мерула возвращается к сочинению месс и псалмов, в некоторых из них используется приём бассо-остинато. Для стиха Beatus vir Мерула использует романеску, а месса целиком построена на Aria del Gran Duca, хотя в сущности это мелодическо-гармоническая схема руджеро. (см. Kirkendale, 41) Другие музыкальные схемы используемые Мерулой, включая принцип риторнелло и ABB схему, характерны для итальянской музыки того времени и встречаются в произведениях  вплоть до 1680-х годов.
Светская музыка Мерулы включает в себя монодии, дуэты, мадригалы, среди которых искуснейшие произведения того времени. Для его арий в венецианском стиле Берти и Гранди характерен трёхдольный размер. В многочисленных мадригалах с акомпаниментом, написаных в 1630-ые годы он использует остинатные басы, и в некоторых деление на речетативы и арии, характерное для барочных кантат более позднего периода. Начальная часть его оп. 13 включает элементы монтевердиевского stile concitato. Среди его инструментальных произведений есть работы для клавишных и ансамблей. В числе наиболее значимых его инструментальных работ ансамблевые кансоны в которых прослеживается развитие формы, включая форму церковной сонаты, ведущей к sonata da chiesa. В ранних работах он использует четырёх частную структуру с делением на контрастирующие секции. В более поздних работах переходит к трёхчастной структуре, идиоматическим партиям скрипок, часто использует материал открывающий произведение так же и для его завершения. В его поздних кансонах влияние скрипичной техники более отчётливо, так что они практически не отличимы от церковных сонат более позднего периода, написанных такими композиторами как Кадзати и Легренци.
В 30-х годах и позже Мерула написал несколько кансон основанных на приёме остинато, вариации на популярные мелодии, камерные сонаты, симфонии и множество танцев. Он так же написал несколько сонат напоминающих стиль Буонаменте и Дж. Б. фонтана. Сохранившиеся произведения для клавишных напоминают сочинения Фрескобальди и Микелянджело Росси. В некоторых произведениях спользованы темы найденые им в ансамблевых кансонах.

Пример 1.




Работы:

Edition:T. Merula: Opere complete, I/i, ed. A. Sutkowski (Brooklyn, NY, 1974) [S]

Опера:

La finta savia (G. Strozzi), Venice, 1643, collab. Filiberto Laurenzi, Alessandro Leardini, Vincenzo Torri and Benedetto Ferrari

Духовные произведения:

op.6
Il primo libro de motetti e sonate concertati, 2-5vv (Venice, 1624)

?8
Libro secondo de concerti spirituali con alcune sonate, 2-5vv (Venice, 1628)

11
Pegaso … salmi, motetti, suonate … 2-5vv, libro terzo (c1633-7, Venice, 2/1640)

15
Concerto … messi, salmi … concertati, 2-8, 12vv, insts (Venice, 1639)

16
Arpa Davidica … salmi, et messe, a 4 (Venice, 1640)

18
Il terzo libro delle salmi et messa concertati, a 3-4 (Venice, 1652)

Gaudeamus omnes, S, vn, bc, A-KR; ed. W. Fuerlinger (Neuhausen - Stuttgart, c1977)

Светские вокальные:

4
Il primo libro de madrigaletti, 3vv, bc (Venice, 1624)

5
Il primo libro de madrigali concertati, 4-8vv, bc (Venice, 1624)

?7
Satiro e Corisca dialogo musicale, 2vv, bc (Venice, 1626)

10
Madrigali et altre musiche concertate a 1-5, libro secondo (Venice, 1633, 2/1635 as Musiche concertate et altri madrigali, libro secondo)

13
Curtio precipitato et altri capricii, libro secondo, 1v (Venice, 1638)

?14
Canzonette a 3 et 4 (before 1649); lost, mentioned in A. Vincenti’s catalogue of 1649 (see MMg, xv, 1883, p.22)

Инструментальные:

[1]
l primo libro delle canzoni, a 4 (Venice, 1615); S

9
Il secondo libro delle canzoni da suonare, 3 insts, bc (c1631-3, Venice, 2/1639)

12
Canzoni overo sonate concertate per chiesa e camera, a 2-3, libro terzo (Venice, 1637)

17
Il quarto libro delle canzoni da suonare, a 2-3 (Venice, 1651)

Клавишные: Canzon, Capricio, Sonata cromatica, Toccata del secondo tono, Un cromatico overo Capricio primo tuono per li semituoni; ed. A. Curtis, MMI, 1st ser., i (1960)

BIBLIOGRAPHY (думаю нет смысла переводить библиографию, в любом случае, я понятия не имею, переведена ли хоть одна из ниже перечисленных книг на русский)

FortuneISS

NewmanSBE

SchmitzG

A. Curtis: ‘L'opera cembalo-organistica di Tarquinio Merula’, L'organo, i (1960), 141-56

A. Colzani: ‘La Cappella delle Laudi a Cremona fino al servizio di Tarquinio Merula’,Contributi e studi di liturgia e musica nella regione padana, ed. G. Vecchi (Bologna, 1972), 331-81, esp. 342

W. Kirkendale: L’Aria di Fiorenza, id est Il Ballo del Gran Duca (Florence, 1972), 41, 65, 69

M. Padoan: ‘Tarquinio Merula nelle fonti documentarie’, Contributi e studi di liturgia e musica nella regione padana (Bologna, 1972), 229-329, esp. 231

E. Ferrari Barassi: ‘Tarquinio Merula i jego dialog “Satiro e Corisca”’, Polsko-włoskie materiały muzyczne/Argomenti musicali polacco-italiani: Warsaw 1971 and Bardolino 1972 [Pagine, ii (Warsaw, 1974)], Pagine (1974), 149-75

P.H. Westlund: An Edition and Analysis of Three Masses by Tarquinio Merula (diss., U. of Illinois, 1977)

C. Wilkinson: The Sacred Music of Tarquinio Merula (diss., Rutgers U., 1978)

A. Colzani: ‘I “musici spirituali concerti” di Tarquinio Merula’, La musica sacra in Lombardia nella prima metà del Seicento (Como, 1988), 193-220

E. Jasinska-Jedrosz: ‘Pierwsza Ksiega canzon Tarquinia Meruli’, Polsko-włoskie materialy muzyczne (Krakow, 1989)

W. Apel: Die italienische Violinmusik im 17. Jahrhundert (Wiesbaden, 1983); Eng. trans., enlarged by T. Binkley (Bloomington, 1990), 62-71

E. Rosand: Opera in Seventeenth-Century Venice: the Creation of a Genre (Berkeley, 1991)

P. Allsop: The Italian ‘Trio’ Sonata from its Origins until Corelli (Oxford, 1992)

А когда я домучила статью, полезла в гугл и нашла почти ту же информацию на русском там, кстати, ещё и портрет композитора имеется.

из Гроува, кривоперевод, мазохистское, про музыку, музыка, про людей

Previous post Next post
Up