На днях состоялось моё торжественное знакомство с еще одним барочным композитором и певцом, певцом и композитором по-прозвищу Иль Пистоккино. Так я радовалась, так радовалась пока его Il martirio di S.Andriano (вечно у барочников святые мрут как мухи) слушала, что окончательно преисполнившись благих намерений перевела-таки о нём статейку из словаря Гроува. Перевела весьма вольно и не литературно, но тем не менее...
Франческо Антонио Мамилиано Пистокки. Итальянский певец и композитор. Родился в Палермо в 1659 году, умер в Болонье 13 мая 1726 года.
Чудо-ребенок, начал свою музыкальную карьеру, мягко скажем, весьма рано: в три уже пел на публику, в восемь опубликовал свою первую работу Capricci puerili.
Папаша вундеркинда Джованни от 9 сентября 1661 года числился скрипачом в cappella musicale Св. Петронио в Болонье.
С мая 1670 и Франчи начал подрабатывать певцом там же, а в 1674 был принят на постоянную службу в качестве сопраниста. Однако же в мае 1675-ого обоих Пистокки из капеллы погнали - за частые прогулы.
За десять лет Франческо сделал блестящую карьеру, выступая на сценах Италии и Германии, правда пел он теперь альтом, а не сопрано.
С 1 мая 1686 года по 15 февраля 1695 служил при дворе в Парме.
В 1696 году стал Капельмейстером в Ансбахе. В 1697-ом на пару с Джузеппе Торелли отправился в Берлин по просьбе курфюрстины Софии Шарлотты, но в начале 1698-ого уже вернулся. В 1699 они с Торелли в Вене, а осенью 1700-ого Франческо уже в Болонье поёт в церквах. Между 1701 и 1708-ым его опять приглашают в Св. Петронио петь в cappella musicale.
В 1702 он представлен Тосканскому принцу Фердинаду де Медичи как virtuoso di camera e di cappella.
В качестве контральто Пистокки пел в ведущих театрах Италии. А в 1675 в Ферраре был написан и опубликован сонет - Ai numi dell'Adria - в его честь.
Хоть Антонио Пистокки и завершил свою оперную карьеру в 1705 году, несколько лет он еще пел в разных церквах, а потом посвятил себя преподаванию вокала и теперь уже сделал карьеру педагога. В 1708 и 10-ом Антонио Мамилиано служит в качестве principe в Accademia Filarmonica, членом которой является с 1687 года. В 1709-ом принимает духовный сан, и в 1714 его представляют как почетного священника курфюрсту Ёханну Вильгельму. В ноябре 1715 он становится членом Конгрегации ораторианцев в Форли.
Певческое искусство Пистокки заключалось в способности к орнаментации как мелодии так и ритма. Този считал его лучшим певцом всех времен и народов, наделенным прекрасным вкусом и способностью преподать красоты певческого искусства без отрыва от производства установленного темпа.
Бёрни рассказывает историю (возможно легендарную), что Франчи якобы попортил своё сопрано разгульной жизнью, был вынужден опуститься до простого переписчика нот, но тем не менее, дабы не терять времени даром, учился контрапункту, и в конце концов стал профессиональным композитором. Несколько лет спустя, согласно россказням Бёрни и некоторых других, восстановил голос, который однако ж изменился и из сопрано обратился альтом.
Как композитор Пистокки замечателен мелодической элегантностью и полноцветной гармонией, особенно в своих хроматических опытах. Бёрни отмечает его драматический речетатив в оратории Maria Vergine addolorata указывая на его широкую динамику где использованы ‘all degrees of the diminution of sound’. В письмах к Перти Пистокки показывает себя так же как тонкого музыкального критика.
(diminution - повторение темы нотами половинной или четвертной длительности. (понятия не имею как это одним словом обозвать))
Произведения:
Драматические:
(частично музыкальные произведения утеряны)
Il Leandro (op, C. Badovero), Venice, Riva delle Zattere, 15 May 1679 [probably by Pistocchi; another version as Gli amori fatali, Venice, S Moisè, Jan 1682, definitely by Pistocchi]
Sant’Adriano (orat), Modena, 1692, I-MOe
Il Narciso (pastorale, A. Zeno), Ansbach, Hoftheater, March 1697
Maria Vergine addolorata (orat), Ansbach, 1698; 1 aria ed. in BurneyH, ii, 589
Le pazzie d’amore e dell’interesse (op), Ansbach, Hoftheater, 16 June 1699
Le risa di Democrito (op, N. Minato), Vienna, Hoftheater, 17 Feb 1700; part of Act 2, A-Wn
La pace tra l’armi, sorpresa notturna nel campo del Piacere (cant.), Ansbach, 5 Sept 1700
I rivali generosi [Act 2] (op, Zeno), Reggio nell'Emilia, Pubblico, April 1710 [collab. C. Monari and G.M. Cappelli]
Il sacrificio di Gefte (orat), Bologna, Madonna di Galliera, 1720
I pastori al Presepe (orat), Bologna, Oratorio di S Filippo Neri, 25 Dec 1721
Davide (orat), Bologna, Madonna di Galliera, 19 March 1721
Duet from Bertoldo, D-Bsb
Другие работы:
Duetti e terzetti, op.3 (Bologna, 1707)
Scherzi musicali, 1v, bc; 2 in 35 arie … del secolo XVII, ed. G. Benvenuti (Milan, 1922)
Cants. and arias, 1-3vv, bc: B-Br, D-Bsb, Dl, F-Pn, GB-Cfm, Lbl, I-Ac, Bc, Bsp, Fc, MOe, Nc, PAc, Pca
Lauda Jerusalem, 3vv, insts, bc (org); Lauda Jerusalem, 5vv, bc (org); Gloria in excelsis, 3vv, 2 vn, bc: D-Bsb
Capricci puerili … in 40 modi sopra un basso d’un balletto, vn, hpd, hp, other insts, op.1 (Bologna, 1667)
Letters: 121 to G.A. Perti, I-Bc, and Margrave Georg Friedrich of Brandenburg-Ansbach, D-BAa
Ну а теперь слово умирающему святому:
Красоты необыкновенной "слово" исполняет весьма трогательно доселе мне неизвестный альт Alessandro Carmignani:
Click to view