Человек на верёвочках. Сборка.

Jan 08, 2020 00:54

Всем не кашлять! А я, как и обещал, продолжу фотоспам про Франца-Ксавера. Сегодня сборка и пара мыслишек о кукольной конструкции с концепцией.



(все фотки кликабельны)

Ножки над катом были для привлечения внимания, потому что все любят ножки; и даже не пытайтесь говорить мне, что это не так.
Поперёк хронологии. Медицина бессильна, пациент родился... таким вот:




И почему же он так не похож на настоящего человечка? Да потому что он кукла, чёрт возьми! Авторская кукла - выкидыш Франкенштейна, жертва авторских обсессий, агрессий, компульсий, неврозов и прочих истерических взмахов ложноножками творческой мысли. Он не зачем, а про что - про страдашки и сломанную голову автора - это во-первых, а во-вторых, про свою собственную сломанную голову и свои собственные страдашки... и, конечно же, про всё, что в нём увидит смотрящий - зритель-созерцатель. Франц про смотреть, а не про играть. У авторской куклы есть только один способ рассказывать про себя-и-маму-Карлу: форма, степени свободы этой формы - композиция, движение - движение композиции. Тело куклы - это текст - жизнеописание. Элементы конструкции - стилистические приёмы - тропы - тропинки к воссозданию кукольной личности.

Филолог Франц-Ксавер Фосс не первая мамулина кукла-болтушка - не болтать - болтаться. И я уже много раз рассказывал, что означает такая конструкция, расскажу ещё раз (у всех кукол свои погремушки). В целом верёвочные соединения отсылают к марионеткам: метафора идеологической несвободы - как "хозяин" дёрнет за верёвочки, так и попляшете. Верёвочек нет - сбежала кукла. Появляется оттенок неограниченной свободы - которая на поверку оказалась иллюзией: без ниточек, кукла превращается в кучу деталей. Воспитующая машина - общество в котором вырос Франц и от которого сбежал, переехала его туда-сюда-обратно - без всякой жалости - ибо не трепыхайся весело, если не велено. Суставы больше не держат, иллюзия поз. Впрочем не всё так печально. У Франца есть целых три рабочих "сустава" - основных, самых главных шарнира: два в шее и один в талии - позвоночник, основа - стержень - то чего он добился от жизни собственными усилиями. К чёрту генетику, к чёрту воспитание, если есть осознанное желание измениться, даже самая безнадёжная марионетка имеет какие-то шансы. Франц выстроил свою жизнь как тончайшую систему подпорок и противовесов, и его усилия отражаются в его конструкции. Плохо сочетаемые между собой шарниры и верёвки при должных стараниях образуют единое композиционное целое.
Гиперболы и литоты. Почти смертельная худоба, отсутствие кожи, пунктирно намеченные половые признаки, цвет и фактура отсылающие к статуям не то из песчаника, не то из какого-то ноздреватого сплава - серебро с лунным камнем. Контраст "живых" глаз и каменного лица. Стеклянная водянистость цветовой гаммы. Практически монохромность в сочетании с вычурной декоративностью формы, которая становится заметной лишь за счёт игры света и тени - плывучесть, неуловимость, мнимый минимализм. (В нём всюду противоречия, они даже вокруг него, дымятся словно кусок льда под раскалённым солнцем.) Всё это абзацы в книге его жизни, написанные формой его кукольного тела. Язык кукольного тела далёк от однозначности, вчитать в него можно столько смысла сколько захочется, сколько позволит личный опыт вчитывающего. Я указал некоторые значимые фрагменты, а интерпретировать их предлагаю зрителям, разжуй я каждый штрих, будет во-первых скучно, а во-вторых, ограничит восприятие - Мама Карла очень против таких ограничений.
Простое перечисление стилистически значимых элементов звучит жутковато и напряжённо, однако кукла в целом, способна производить очень разные впечатления. Например, отмеченное многими, изящество, а вовсе не пафос трагедий, ха-ха. И ещё один интригующий момент: если присмотреться, конструкция Франца на самом деле имеет мало общего с конструкциями "правильных" марионеток.
Да. Скорее всех запутал, чем прояснил мамикарлин творческий замысел... А она ещё все эти "костяные" телеса-белеса-голоса спрячет в сложнейшую одёжку-обложку. Будет барочный букет рассказов в рассказе. Вообще к чему я тут наплёл тенёт, только к тому, что авторская кукла - произведение с густым, забористым содержанием. И чтобы не бесить автора вопросами, почему она не похожа на настоящего человечка, не гиперреализм и тп, надо об этом помнить и включать воображение.

...Как сказала одна из моих психотерапевтш: "Деточка, ты слишком много требуешь от других людей!" Да, вот такая я дохуя требовательная. Ха-ха, а кукольный коллега-кукольник сказал: "Искусство - это всегда насилие." Уууу, как всё запущено, возьми с полки галоперидолу, бгггг. Кстати, что именно имел в виду кукольник, я не в курсе - трактовать можно об любой косяк.

Сеня, ты серьёзен, как пережжёный кирпич! (рукалицо) Пойди разбейся, трепло бесполезное! Извинити, с лёгкими каламбурами у нас сегодня перебои.

В мойку концептуальные тёрки; о практическом с картинками. Сборка!
Как ни странно, собрать куклу-болтушку тоже бывает трудно. Фрнаца-Ксавера Мамуля пересобирала три раза! В основном не могла определиться с цветом ниток. Ну и недостаток опыта-технических-наработок сказывается - всего четыре куклы-болтушки сделала, не считая пятую - малявку Розу.

Вот такая была первая прикидка будущей сборки. Мамуля решила добавить шарики - удлинить, увеличить декоративность, подсыпать в контекст сарказма - шарики псевдо-шарнирики - есть шарики, а толку нету.




Декоративные шарики-бусинки получились очень красивые. Вот они ещё не тонированные:







Это была пробная сборка ног в процессе лепки. Фотку показываю, потому что в изгибе есть что-то балетное, что в контексте францевой жизни совсем парадоксально и смешно, но красиво:







Шрарнирные части, то есть голова и туловище собраны на такую штуковину с пружинкой:




Мама Карла понемногу начинает осваивать пружинные соединения, потому что её всегда напрягало знание - резина рано или поздно растянется и куклу нужно будет пересобирать. А пружина, если её не ломать и не растягивать специально, гораздо более долговечна.

С пружинами Мамуля ещё толком не освоилась, поэтому все соединения и пружинные конструкции очень странные... Вертлюжка тут чтобы верёвка со временем не перекрутилась и не оторвалась, если кому с дуру вздумается крутить бедняге Францу голову вокруг оси в одну сторону долго и нудно.
"Вертлюжка" - металлическая "рыбацкая" штука, чтобы леска не перекручивалась - в рыболовных магазинах продаётся, бывает разных размеров и форм. (Вон она за наружный край пружинки прицеплена.)













Собрала поначалу руки-ноги на тёмно серую нитку, потом передумала - лишний контраст - отрезала.






















Да, от бедренных и плечевых шариков в итоге отказалась, а нитки для соединений выбрала близкие по тону. Сохранить эффект мнимой минималистичности, чтобы навороченные детали скульпта только под жёстким светом проявлялись. Бусинки и тёмные нитки создавали лишнее дрожание, лишнюю сложность.




В заключение ещё одна маленькая и спонтанная фотосессия:

Bold rain
a boring day
cold autumn
cloudy people
all are tempting
to get a couple
of dropps
of silence
warm and hazy
just here
on my writing table.
***




Куклы с куклой и немного колкого солнца:







Случайная встреча на рабочем столе порождает драматические сюжеты:










Продолжение следует. Как обычно )))

Если вам интересно и вы хотите поддержать и взбодрить увязшую в концептуальных завитках куклоделку, у вас есть отличный способ это сделать: послать денежку на пей-пал адрес - false_mirror@inbox.ru или на яндекс-деньги счёт 41001747926941 Ваша поддержка здорово помогает свернуть горы запланированной куклодельной работы!

Настроение:

куклы, попкорн и паноптикум, про кукол, Франц-Ксавер, жертва нанатехнологий, ийскуйство, размыышлизмыы, аццакая рукодэльницца, папье-маше, morbid anatomy

Previous post Next post
Up