Был у меня тут вчера диалог о человеческих ценностях и уровнях развития этих самых ценностей. Консенсуса мы с моей собеседницей не достигли, кончилось все тем, что она стерла свои собственные комментарии. А вопрос возник, я бы сказал, философский: насколько человек способен отличать ценности от фантазий о них?
В чем суть проблемы? Я бы сказал в легкомысленности. Это слово прекрасно в своей точности. Мысли, действительно, легки, бегут себе и бегут. И самое главное, они могут бежать по любой поверхности, то есть человек может думать о чем угодно. И болтать тоже, язык-то ведь без костей. Легкость бега мыслей и болтовни дает человеку ощущение гигантской власти над миром и собой. А что? - думаю о чем хочу, что хочу и как хочу. На любой предмет свое мнение имею. И действительно, кто запретит?
Оказывается, однако, что мысли разные бывают. Качественно разные. Например, есть мысли, которые бегут по поверхности чего-то реального, существующего вне самих мыслей, и они связаны с этим реальным. Тогда их называют объективными, адекватными или релевантными, иногда научными или доказанными. Эти мысли что-то ВЕСЯТ. Они несут энергию и дают силу.
Но есть и другие, совсем легкие и быстрые мысли, они вообще не соприкасаются ни с чем вне самих себя. Такие мысли называют обычно фантазиями, они даже не бегут по поверхности, они вообще летают свободно, где захотят, и нет им закона. Но фантазии это не заблуждения.
Заблуждения могут быть только у стремящегося к истине. Они случаются, если человек имеет намерение думать о чем-то реальном, и думать так, чтобы его мысли соответствовали этому реальному. Тогда в случае неудачи говорят, что человек стремился познать реальное, СТРЕМИЛСЯ К ИСТИНЕ, но добросовестно ошибся. Это бывает.
Меня интересуют сейчас, однако, не случаи добросовестного заблуждения, меня заинтересовали именно фантазии. Основное качество этого типа мыслей - они сопровождаются ощущением полной безответственности человека за свое мышление: «думаю, что хочу». В фантазиях мы себя, как говорится, никак не утруждаем и ничем не ограничиваем. А что? Имеем право. До тех пор, пока не выдаем свои фантазии за адекватное мышление.
Теперь немного о ценностях. Что это вообще такое? Ну, во-первых, они тоже, как и мысли, находятся внутри человека, они ему «принадлежат». Но в отличие от легконогих и быстрокрылых мыслей они далеко не так быстры и летучи. Наоборот, ценности - это ОПОРА, это то, на чем человек стоит, к чему долго и устойчиво стремится, что боится потерять, ценности - это то, во что человек верит. Во что он верит тайно, по-честному, а не напоказ. Ценности бывают и отрицательными, тогда это нечто, чего мы избегаем, чего мы сильно не хотим, чего боимся.
Ценности - это те моральные нормы, по которым мы реально живем, которыми мы руководствуемся каждый день, на основе которых мы делаем свои ВЫБОРЫ. Ценности - это наши внутренние запреты, и если они нарушены, то мы чувствуем стыд или вину и с тревогой ждем наказания. Устойчивые модели поведения, в том числе патологические (например, неврозы), тоже, как ни странно, являются нашими ценностями.
К ценностному слою человеческой психики относятся устойчивые черты характера, не только положительные, но и отрицательные, сюда же принадлежат и многолетние привычки (вредные в том числе), а также наши способности и таланты. Ценности - это наши жизненные позиции, то, в чем мы «абсолютно» уверены, ценности - это наша экзистенциальная картина мира.
Из всего вышесказанного следует, что ценности это не то, что мы можем сами себе легко выбирать, порождать, изменять или уничтожать. Конечно, ценности меняются по ходу жизни, но меняются они очень-очень медленно и по большей части для самого человека незаметно, то есть бессознательно. Если ценностная картина мира человека меняется быстро, то он переживает это как кризис, у него «уходит почва из-под ног», обычно это сопровождается депрессией и сильной тревогой.
Интуитивно любому образованному человеку понятно, что ценности отличаются друг от друга так сказать, по классу, или уровню. Одни возвышенны, другие низменны, одни эгоистичны, другие гуманны, одни прогрессивны и ведут нас к автономии и свободе, другие толкают к паразитизму и деградации. Примерно сорок лет назад в мире начали изучать стадии развития взрослых людей по различным параметрам, в том числе и по «линии ценностей». Сейчас существует довольно много шкал, описывающих вертикальные стадии развития ценностей. Обычно выделяют от семи до девяти уровней.
В принципе, общим мнением исследователей является то, что любой ценностный уровень - это довольно связная целостность и каждый конкретный человек в данный период своей жизни тяготеет к какому-то одному из них. Переход с одного уровня на другой весьма и весьма сложен, сопровождается глубокими переживаниями, переменой в картине мира, а также изменениями в образе жизни.
Надеюсь, я достаточно внятно описал различия между ценностями человека и его мыслями. На первый взгляд вроде бы все очевидно, но тем не менее люди довольно часто смешивают свои легкокрылые фантазии о ценностях с собственно ценностями. И упорно выдают первое за второе.
Конечно, это имеет объективные причины: действительно непросто отличить то, какой я есть на самом деле от того, каким я представляюсь в своих фантазиях о себе. И разумеется, если я привык фантазировать о себе совершенно, как выражаются психиатры, «без критики», то я так же буду все время ошибаться в других людях и покупаться на их фантазии о себе и своих ценностях.
Это имеет также и важную субъективную причину, а именно нежелание всерьез учиться. Учиться рискованно: а вдруг я действительно что-то узнаю?