Текст написан после поездки на Банитис в сентябре 2014 года, публиковался в "Локотрансе" в июне 2015го. После этой поездки мне даже удалось сделать "Фототему" в
"Невском Времени", увы, ныне не существующем.
Каждый раз, собираясь в Латвию на Банитис, представляю себе двух-, а то и трехчасовое ожидание в очереди из десятка (!) машин на погранпереходе Брунишево - Педедзе. Тем не менее, в предвкушении Праздника Банитиса, унижение от обоих сопредельных государств кажется не таким уж и страшным.
В предыдущие поездки за рулем оказывался Саша Исаев, ну по прошлым материалам вы его хорошо знаете. В этот раз рулить выпало мне. Слева Владимир Дмитриев, машинист электропоезда, справа - Вадим Гуков, машинист паровоза.
Как бывший машинист электрички, я не мог не подъехать к знаку "Остановка локомотива". Станция Калниене.
По предыдущим статьям читатель уже знаком с тридцатитрехкилометровой узкоколейкой на северо-востоке Латвии. Повод посетить ее в очередной раз - сто одиннадцатый день рождения уютной магистрали. Банитис - объект особой любви местных жителей: на праздники, устраиваемые дорогой, приходят семьями. Много гостей и из стран, где узкоколейки успешно работают в туристической сфере.
Наконец, приехали. Самая приятная часть поездки - вручение подарков принимающей стороне. В прошлую поездку мы выпросили кусок рельса с разобранного участка. На предприятии, на котором я тогда работал, вырезали из металла силуэт Латвии с городками Гулбене и Алуксне, и закрепили кусок того самого рельса, превращенного в подставку для ручек. Наклейкой с логотипами причастных закрепили авторство ;-). Еще из сувениров у Алдиса Крейслерса - "Гудок" и "Локотранс" с публикацией об одной из предыдущих поездок, ну и фуражка с РЖД.
Владельцем фуражки стал и Каспарс Озолиньш-Озолс. Где Саша раскопал "Беломор", я и сам не понимаю.
Основные торжества - на промежуточном остановочном пункте Стамериене. В ожидании прибытия праздничного поезда развернута сцена и ряды ремесленников. Ремесленники - примета всех праздников на Банитисе: грех не представить результаты своего труда на суд гостей. Уважение к частной собственности и минимум бюрократии свое дело делают исправно: вместо привычных в России перекупщиков с Кавказа свой товар предлагают сами местные производители. Помимо полного отсутствия гастарбайтеров (все-таки визовый режим и внятная миграционная политика государства - налицо) поражает разнообразие товаров - от самогона и домашнего вина до ковров и ювелирных изделий из балтийского жемчуга. Но давайте все же о дороге.
Знакомые нам буфетчицы
Герой дня - восстановленный узкоколейный паровоз серии Гр по имени Фердинанд. Именно ему предоставлено право провести праздничный поезд, именно его появления ожидают десятки, если не сотни, людей с фотоаппаратами. Задолго до своего появления Фердинанд наполняет окрестности Стамериене пронзительным звуком паровозного свистка. И вот - из кривой появляется сначала столб серого дыма, потом начинают угадываться очертания паровой машины, и наконец, красавец Фердинанд, игриво поблескивая на осеннем солнце антрацитовыми боками, вальяжно подводит состав к платформе. Хотя "платформа" - громко сказано: при интенсивности движения в две пары поездов в сутки достаточно хорошо утрамбованной полоски грунта.
Пока праздничный поезд пыхтит из Гулбене, мы уже приехали на станцию Стамериене. Ну как не снять прибывающий поезд! Народ пока развлекается, как может.
Вот он! Едет!
Этот мостик я приметил в прошлую поездку. Увы, контровое солнце не дало толком реализовать задуманное.
Количество желающих сфотографироваться с паровозом - просто запредельное. Уважающие друг друга латыши выстраиваются в очередь. Фердинанд не откажет никому: по случаю праздника стоянка поезда - сорок минут.
Чтобы сделать эту фотографию, я поднялся на ступеньку полицейской машины. Подошедший полицейский окинул меня вопросительным взглядом. "Lab dien" - поздоровался я. Полицейский начал что-то говорить по-латышски, но я был вынужден сообщить ему, что на этом мои знания латышского заканчиваются. Государев человек, уже по-русски, спокойно разрешил продолжать съемку. Можете вы представить такое отношение со стороны полиции в Росии?
Праздник Банитиса традиционно подготовлен так, что он интересен всем. Возможно, поэтому для официальных речей отведено совсем немного времени, и сцена отдается в распоряжение фольклорных коллективов и творческих студий. Точно по расписанию поезд трогается в свой дальнейший путь, ведь на конечной станции Алуксне тоже собрался народ, жаждущий увидеть прибытие поезда с паровым локомотивом, и сделать несколько фотографий на память.
В этот раз Гвидо Вицупсу в день рождения Банитиса выпал выходной. Зная, что я приехал в Стамериене на машине, Гвидо предложил показать хорошую точку съемки Фердинанда с поездом. Вместе с нами поехала его очаровательная дочурка, почему-то постеснявшаяся попрактиковаться в русском языке - Гвидо уверяет, что сегодня в Латвии сделать это сложно.
В день рождения Банитиса Фердинанд сдает своеобразный экзамен на выносливость после своего второго рождения. Тридцать три километра по сложному профилю с пятью вагонами - сложная задача для малогабаритной узкоколейной машины с небольшим запасом дров и воды. Пополнение тендера дровами предусмотрено в Алуксне, там же - дозаправка водой из пожарной машины. Когда будет восстановлена водонапорная башня в Папарде, снабжение паровоза водой Банитис сможет осуществлять собственными силами, без расходования лишних средств.
Точка съемки действительно великолепна! Гвидо, спасибо, дружище!
Подход латышей к финансовой стороне деятельности Банитиса - отдельная тема. Большую часть расходов дороги компенсирует государство, которому же, к слову, принадлежит и путевое хозяйство, за пользование которым Банитис отчисляет плату. При таких условиях, Банитис, тем не менее, изо всех сил старается заработать как можно больше. Помимо чисто перевозочной деятельности дорога организует различные мероприятия - празднование Рождества, праздник домашнего пива, и многие другие. Есть и туристические поезда с "захватом" их "разбойниками", в роли которых выступают сами работники узкоколейки. В качестве пассажиров таких поездов на Банитисе с радостью встретят и россиян. Ну а то, что на российских дорогах сейчас называют "оптимизацией", на Банитисе было всегда: один и тот же человек может быть замечен и на стрелках, и в роли главного кондуктора при производстве маневров, и в кабине тепловоза. А вечером того же дня - за подбрасыванием дров в топку замечательной бани в депо Гулбене. Даже начальник дороги не гнушается появиться в ремонтном стойле в рабочей одежде.
В первом материале об этой узкоколейке я уже обращал внимание читателей на порядок на Банитисе. Порядок - как в головах, так и в делах. Персоналу дороги неведомы новомодные инструменты управления качеством, никто не проводит никаких 5S-аудитов, но почему-то гаечные ключи и запасные части аккуратно разложены по полочкам, которые снабжены соответствующими табличками. Почему так? Да просто потому, что так удобнее работать. Хотя мы опять отвлеклись, давайте о самой узкоколейке.
Пока ждали поезд - прямо под ногами набрали грибов, еле унесли.
Вместе с Фердинандом в свой день рождения сдавала экзамен вся дорога. Ведь именно стараниями ее специалистов был восстановлен паровоз, который, пыхтя паровыми машинами, весь в клубах пара, тащит первый в своей новой жизни поезд. Буквально на последнем километре перед финишем в Алуксне локомотивная бригада почувствовала посторонние звуки в работе экипажной части. Решение одно - остановка. Буквально несколько минут, и поезд продолжает свое победное шествие.
Пассажирам интересно - что случилось?
Намного позже машинисты так прокомментировали возникшую ситуацию: "У тебя (в Латвии, к слову, не принято обращение на "Вы", что значительно упрощает общение) плюшевый медведь в детстве был? Так вот если его распотрошить, а потом сшить снова, хоть что-то, да будет немного не так? То же - и с Фердинандом. Неправильно ожидать от старой машины, что она будет работать, как новая, ей нужно внимания больше".
Мелкий ремонт в полевых условиях
Конечно, из-за одного ослабшего болта трагедии делать не стоит. Главное, что паровоз попал в заботливые руки и избежал участи своих товарищей - не отправился на переплавку, а продолжает радовать нас своим жизнерадостным "чух-чух".
Пока Фердинанд красовался в Алуксне, мы вернулись в Стамериене. Представление - в самом разгаре.
В самом разгаре и отведывание латышской самогонки теми, кто не обременен рулем
Фердинанд остался красоваться в Алуксне, обратно поезд тащит обычный тепловоз
...Экзамен на выносливость сдан. После целого дня красования перед гостями праздника в Алуксне Фердинанд привел вечерний поезд в Гулбене. Усталый, но гордый, он неторопливо заходит в депо. Вместе с ним празднует победу и стоодиннадцатилетний Банитис, и все сто одиннадцать ремесленников из Стамериене, и все сто одиннадцать воздушных шаров на путях Гулбене. Если бы навесной замок на регуляторе пара умел говорить, то в ночной тиши маленького городка Гулбене мы бы услышали: "На сегодня - все. До встречи через год!".
Снова мы на машине опередили поезд. Фердинанд вернется вечером.
Такие вот молодецкие забавы в программе праздника
Помните, три года назад флешмоб с обливанием холодной водой был? Девушка решила принять в нем участие. Идет вдоль ширококолейной "Лебедянки", рассказывает, от кого она эстафету приняла и кому передает. Видеооператор снимает. Она еще не знает, что теплую воду, которую она себе приготовила, один из правильных работников Банитиса незаметно подменил настоящей, холодной ;-).
А вот и наш герой прибыл с вечерним поездом
"Лебедянка" - паровоз-памятник на путях станции Гулбене
Заканчивая текст почти три года назад, я еще не знал, что встрече через год не суждено было состояться. Поездки в соседнюю Финляндию за продуктами, а вместе с ними - и финский шенген, потеряли свою привлекательность. К сожалению, выглядывая изредка в окошко, приходится констатировать: перспектив изменения ситуации к лучшему - никаких.
Предыдущая часть здесь