В течение трёх летних месяцев 2011 г. автором были составлены четыре статьи для энциклопедии общественного движения «Суть времени». По независящим от составителя причинам, осенью того же года энциклопедический проект прекратил своё существование. Прошло почти четыре года, но читая в LiveJournal статьи «сутевцев» и им сочувствующих, составителю
(
Read more... )
В ХV-ХVI вв. под влиянием возрожденческого нео-платонизма (!) и связанного с ним герметизма (!) в Европе произошли существенные мировоззренческие сдвиги. Герметизм - эзотерическое магико-оккультное учение, восходящее к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста. Герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, получившей широкое распространение в эпоху Возрождения. Оккультные учения отличает от христианства убеждённость в божественной, нетварной сущности человека и вера в то, что существуют магические средства очищения, возвращающие человека к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившийся человек становится Вторым Богом и может самостоятельно управлять силами природы. Парацельс, Г.К. Агриппа, Джон Ди, Джордано Бруно, Флудд и др. создали образ Человека-Бога, способного не только до конца познать природу, но и магической силой воздействовать на неё, преобразовывать в своих практических целях. В ХVII в. наступила реакция против эзотерики и герметизма. Тут сказался дух Реформации и Контрреформации, возродивших христианское неприятие оккультизма и магии, астрологии и алхимии.
(3) Как видите, в моих возражениях Кургиняну всё время «всплывает» нео-платонизм (и связанный с ним герметизм, а также, добавлю, гностицизм, с позиций которого Кургинян атакует в своей книге «Исав и Иаков» П. Гайденко, обвиняя её в... гностицизме, что уж совсем курьёзно). Иначе и не могло быть, так как Маркс невозможен без Гегеля, который, в свою очередь, есть возрождение антично-средневекового нео-платонизма, который «можно находить, да и то в сильно изменённом виде, только у представителей немецкого идеализма, и прежде всего у романтиков, Шеллинга и Гегеля» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм; подробнее см. доклад Лосева «Диалектика Гегеля и античный нео-платонизм» на X Международном Гегелевском конгрессе 1974 г.).
P.S. На днях домашние обратили моё внимание на опубликованную в 2002 г. книгу К. Кантора «Двойная спираль истории: Историософия проектизма. Т. 1: Общие проблемы» http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_istorii/kantor_dvojnaja_spiral_istorii_istoriosofija_proektizma/29-1-0-4128 . В рецензии «Историософия будущего? (О книге Карла Кантора)» в книге «Историософия на развалинах империи» Н. Цимбаев писал:
«Марксизм, согласно Карлу Кантору, есть учение о свободе, точнее, о той Духовной Свободе, которая составляет суть Истории. И вслед за Марксом выстраивается ряд из трёх имён, трёх эпох, трёх ступеней человеческой свободы. Эсхил, Шекспир, Гёте - Прометей, Гамлет, Фауст. Страницы книги, где об этом идёт речь, читаются с наслаждением, и поневоле соглашаешься с автором, что эти герои, которых ты прежде считал самыми несвободными в мировой лиратуре, суть "последовательные ступени наиболее совершенного поэтического воплощения человеческой свободы; это ступени истории, а не механического прогресса; истории свободы ИНДИВИДА, a не безличностной свободы рода" (с. 582). Не вызывает внутреннего возражения и основополагающий тезис историософии проектизма: "Наступило время синтеза вероучения Христа и учения Маркса. Для этого необходимы новая Реформация христианства и новая Реформация марксизма, новый возврат к первохристианству и возврат к первомарксизму" (с. 650)».
Не правда ли, прямо «по Кургиняну»?.. Или, лучше сказать, наоборот.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment