Как Православный люд Мечеть отстоял!

Dec 02, 2023 18:17




Много воды «унесло» с той поры быстрое течение реки Большой Черемшан, вдоль заливных лугов, да вековых холмов!

Но до сих пор помнят местные жители события тех дней давно минувших, рассказывая историю детям своим, а они своим. Хоть и дела давно минувших дней, но не предание старины глубокой.






А дело было так!

Утихли бои за околицей деревень, да сёл войны гражданской, прошёлся «голод» по всей стране и в Поволжье бед натворил немало. Только стали люди на земле спокойно трудиться, хлебушек на полях, да картошку в огородах выращивать, не ожидая разрывов снарядов и артобстрелов, как новая напасть пришла, откуда и не ждали.

Решили коммунисты бороться с Верой в Бога назвав религию «опиумом для народа» и понеслась эта борьба с Церквями, да Мечетями по всей стране семимильными шагами, сбрасывая кресты с куполами, да минареты с полумесяцами и обустраивая в зданиях конюшни, да хранилища всякие разные, под нужды хозяйственные.

И добрались до деревушки одной, что на севере Самарской Губернии испокон веков стоит, а живёт там люд простой да разный: эрзяне, татары, русские и не первый год соседями проживают.

Да друг другу по соседски помогают, праздники вместе встречают в бедах и горестях друг друга не бросают.

Солнце к зениту клонилось уже, словно цепляясь лучами за макушки деревьев леса, что на холмах вдали произрастает с давних пор.

Остановил коня Иван, спрыгнул по молодецки, да к соседу Степану пошёл, постучал в дверь его, вышел Степан и молвил Иван ему.

- Степан с райцентра я приехал, плохую весть привёз для соседей наших, татар!

-Какую Иван, рассказывай не томи, душу мою понапрасну не тереби!

-Приедут завтра к нам «активисты» с райцентра и хотят Мечеть нашу красавицу снести, а вместо неё конюшню обустроить.

- Неужто земли у нас мало и под конюшню не найдём?

-Земля есть у нас, да вот с религией они бороться решили!

-Что делать будем, спасать красавицу нашу надо!

- Вот чего подумал, а выйдем мы завтра с утра на улицу, да у Мечети встанем и если придётся, то в кулачном бою сойдёмся с активистами, авось отстоим её.

- Скажи всё Степан брату своему Якову, а я пока сына Алексея к соседям татарам пошлю, предупредить.

Сказано сделано, не успел Иван в дом зайти, как побежал сын его по улице, да к татарам в дома стал стучаться и предупреждать всех о напасти надвигающейся.

Долго ли, коротко ли, бегал Алексей, но в каждый двор забежал и каждому передал слова отца: « Сидите завтра дома, коров, да овец в табуны выгоните и на улицу больше не выходите, занимайтесь делами хозяйственными во дворах своих. Приедут к нам завтра в деревню «коммунисты-активисты» да Мечеть хотят нашу разрушить.»

А тем временем пошёл брат Степана, Яков по домам русским, да эрзянским и молвил он жителям.

Приедут к нам завтра с райцентра люди с сердцами чёрными, хотят нашу красавицу уничтожить, да конюшню в ней обустроить. Нельзя татарам заступиться за Мечеть, арестовать могут, да в Сибирь сослать на каторгу, а оттуда мало кто возвращается.

Пойдём сами за нашу красавицу стоять, да отстаивать её будем, берите с собой вилы, лопаты, да топоры. Как табуны деревенские скроются за околицей деревни собираемся у Мечети.

Прокричали деревенские петухи во дворах, подоили коров хозяюшки , выгнали на пастбище вместе с овечками да баранами. Умывшись, помолившись и позавтракав, вышли мужики православные кто с топором в руках, кто с лопатой, а кто и вилы прихватил, и пошли они к месту сбора раннее объявленному. Как первые робкие ручейки весенние стекаются в большой ручей, так и они в одну толпу слились, и у Мечети устроились сложив рядом оружие, и усевшись в тени дуба старого ожидать стали.

А тем временем сыновья Ивана, да Степана забрались на холм вековой, который над деревней возвышается и сели там, да вдаль вглядываться стали.

Долго сидели мальчишки, время к обеду уже неумолимо подходило, как вдруг заметили они пыль дорожную, от колёс машин АМО поднимающуюся.

Быстро, вприпрыжку побежали ребята , да с криками мчались они привлекая внимание мужиков сидевших в тени дуба старого, что близ Мечети рос, а нехитрое оружие , лопаты, топоры, да вилы в сторонке были.

-Тетяй, тетяй, сынь ардыть *- кричали практически в унисон, сбегая с холма мальчишки.

- Вставайте братья, да соседи, берите оружие своё . - сказал Степан!

Похватали мужики оружие скромное своё, да и встал люд эрзянский, да русский полукольцом у Мечети, словно ёж иголками «ощетинившийся» лопатами, да вилами.

Подняв пыль дорожную остановились грузовики и выскочил с кабины первой машины самый «активный» из приехавших коммунистов, а остальные начали с кузова выпрыгивать, да в сторону мужиков коситься.

- Я коммунист, у меня мандат от районного отдела партии, в сторону от Мечети отшагните мы приехали минарет её убрать, да под другие сельские нужды здание отдать!- сказал выскочивший из кабины машины человек в потёртом кожаном пиджачке, слегка коротковатом.

Вышел Степан вперёд всех мужиков и молвил речь свою он!

-Это непросто Мечеть, а памятник, который отцы соседей наших, что институтов не кончали всяких разных, а своими руками возводили, лес для строительства возили с другой деревни, что за 30 вёрст. Сами всё построили и мы не дадим разрушить, она памятник и музей для нас!

- Дом Музей! - не сговариваясь дружно подхватили остальные сельчане.

Пока взрослые разговоры разговаривали, мальчишки время зря не теряли, своими рубахами всю дорожную пыль с кабин грузовиков собрать успели, да рубахи перемазали на то они и мальчишки.

Эка невидаль к ним в деревню два грузовичка приехали.

Долго ли иль коротко шла та беседа, теперь уже достоверно и не узнать, но Мечеть русские, да эрзяне отстояли.

И стоит она красавица, и минарет её над деревней возвышается, и каждое утро голос мулы призывает к намазу.

И вдоль деревни той далёкой, как и тогда быстрое течение реки уносит воды Большого Черемшана, вдоль вековых холмов, да заливных лугов. Берёзки красавицы, да ивы проказницы на берегу растут и радуют своим нарядом летним, и тихо листвой шелестят, а вечером, да у воды, безмятежно квакают лягушки.







И также бок о бок живут поживают люди национальностей разных, друга друга они уважают, обычаи свои соблюдают. Как жили отцы их, да деды и прадеды! Ведь жить дружно им завещали, праздники вместе отмечать, да в горести и печали по соседски помогать!

*Тетяй, тетяй, сынь ардыть - отец они едут. Перевод с эрзянского языка.

©verqiz

Всем мира и добра!)

жизнь, #Коммунисты, рассказ, #люди, #Эрзя, Вера, #Ислам, #Деревнская_история, #Жизнь, #Татары, #История, #Люди, #Шенталинский_район, история, #Религия, #Россия, #Самарская_Губерния

Previous post Next post
Up