Президент вчера собрал на совещание 30 новоизбранных губернаторов, сообщив им о том, что работать придется в «непростых условиях». За этой формулировкой скрывается ухудшение всей макроэкономической конъюнктуры: жесткие санкции ограничивают страну в доступе на внешние рынки заемного капитала, падает цена на углеводороды, растет инфляция, а денежная «подушка безопасности» истончается.
Истощение бюджетов уже начали испытывать на себе и отдельные территории. Как посмотрят на это жители регионов, единодушно отдавшие голоса за партию власти?
Альтернатива без выбора
Владимир Путин внес на рассмотрение региональных парламентов кандидатуры трех губернаторов - в Кабардино-Балкарии, Республике Крым и Севастополе. По закону, в каждом регионе сами депутаты решают, в каком именно формате избирать губернатора: либо прямым всенародным голосованием, либо непрямым (на сессии заксобрания). Если следовать второму варианту, победившая на выборах партия предлагает кандидатуры президенту, который, в свою очередь, вносит их на рассмотрение заксобрания, причем претендентов должно быть трое.
Сейчас по такой сложной схеме формируется власть в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии (Чечня по понятным причинам сохранила прямые выборы), а также в Крыму и Севастополе.
Собственно говоря, никакой интриги вокруг решения Путина нет: в «шорт-листе» оказались действующие главы субъектов (Юрий Коков в Кабардино-Балкарии, Сергей Аксенов в Крыму и Сергей Меняйло в Севастополе), и реальных оппонентов у них нет. Например, помимо Кокова парламент КБР рассмотрит две кандидатуры. Министр экономического развития республики, 45-летний Алий Мусуков, родился в Хабазе, в правительстве работает двадцать лет, а на нынешнем посту - уже десять (и при Валерии Кокове, и при Арсене Канокове, и при Юрии Кокове, что еще раз характеризует его как профи).
Второй кандидат - вице-премьер, куратор «социалки», 47-летняя Ирина Марьяш. Родилась в Кисловодске, работала в Прохладном, а в 2009 году была избрана депутатом республиканского парламента от «Единой России», но три года спустя сложила полномочия в связи с переходом в правительство по приглашению Юрия Кокова.
Кстати, сам он на прошедших 14 сентября выборах парламента республики был «паровозом» в партийном списке «Единой России», в итоге набравшем 65,3% голосов (на предыдущих выборах, в марте 2009 года, когда список возглавлял тогдашний глава Арсен Каноков, единороссы получили ощутимо больше - 72,3% голосов). Коков, естественно, от мандата отказался, передав его следующему по списку - главврачу Нальчикской горбольницы №2, заслуженному врачу Кабардино-Балкарии и депутату горсовета Хадису Боттаеву.
Настают непростые времена
Фактически, непрямые выборы глав в Кабардино-Балкарии, Крыму и Севастополе завершились, еще не пройдя. А вот на выборах 14 сентября, которые состоялись сразу в 30 субъектах, некоторым губернаторам пришлось несладко - оппозиция их потрепала.
Вчера Владимир Путин принял всех новоизбранных глав. За день до встречи пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что глава государства поставит перед губернаторами задачи по работе в «новых экономических условиях». Естественно, все федеральные СМИ растиражировали эти слова с намеком на то, что президент объявит о введении некой мобилизационной модели экономики.
Но Путин обошелся без резких слов и жестких установок, лишь перечислив список проблемных отраслей (в общем-то, давно известный): «Никто не имеет права почивать на лаврах после выборов... Задачи перед вами очень серьезные, и решать их придётся в непростых условиях, без всяких ссылок на обстоятельства... Ваши избиратели, граждане Российской Федерации, ждут от всех вас, от всех, кто был избран, конструктивной, эффективной работы... решения их практических вопросов, улучшения жизни, условий труда, повышения и улучшения ситуации в жилищно-коммунальной сфере, в наведении порядка в финансах, в улучшении социальной сферы, в здравоохранении, в образовании».
Президент дал высказаться пяти из тридцати избранных глав - Вадиму Потомскому (единственному губернатору-коммунисту в России; Орловская область), Олегу Королеву (Липецкая область), Владимиру Миклушевскому (Приморский край), Алексею Гордееву (Воронежская область) и Андрею Бочарову (Волгоградская область). С каждым от вкратце обсудил конкретные проблемы, стоящие перед их территориями. И на этом совещание закончилось.
Деньги нашлись даже у нищих
«Непростые условия», о которых как бы вскользь напомнил губернаторам Путин, - это, конечно, ухудшение макроэкономической ситуации в России: жесткие санкции ограничивают страну в доступе на внешние рынки заемного капитала, падает цена на углеводороды, растет инфляция, а денежная «подушка безопасности» истончается.
О том, насколько тяжела ситуация (а будет еще тяжелее), свидетельствует проект трехлетнего федерального бюджета, внесенный вчера Минфином в правительство (оттуда до октября он должен поступить на рассмотрение уже в Госдуму).
Экономические аналитики уже окрестили его «мобилизационным»: проект предусматривает расходование части Резервного фонда, замены внешнего долга внутренним, изъятие части доходов Фонда медстрахования (в размере 140 млрд рублей) в федеральный бюджет. Государство откажется от фиксированных выплат к страховой пенсии (эта мера коснется работающих пенсионеров) и двухпроцентного повышения выплат военным пенсионерам, уменьшит имущественный взнос в Фонд реформирования ЖКХ (он сейчас занимается расселением ветхого жилья)...
В общем, сэкономить решено на всем, кроме расходов на оборону и силовые ведомства, зарплат чиновников.... и финансирования политических партий. При этом, например, расходы на здравоохранение уменьшатся на 21,4%, а на образование - на 6%. Зато предполагаемый дефицит федерального бюджета в 2015 году составит «всего» 430 млрд рублей.
А вот регионы тяжесть бюджетного бремени во всей полноте ощутят уже сейчас. Скажем, 12 сентября врио губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров внес на рассмотрение в краевую думу проект поправок в бюджет-2014. Они связаны с перераспределением доходной части: большинство местных поступлений сокращается, а вот федеральные трансферты (которые пополняются за счет изъятия излишков у регионов), напротив, растут. Снова типичный пример мобилизационной экономики.
Любопытно: если бы Владимирову дали слово на встрече с президентом, он бы об этом сказал? Наверное, да. В июне его вызвали в Москву, «на ковер» к премьер-министру, чтобы поговорить о плачевном состоянии региональных бюджетов. Владимиров рассказал, что лишь за первый квартал нынешнего года на обслуживание госдолга Ставрополья пришлось потратить почти 350 млн рублей, а по итогам года выйдет полтора миллиарда.
Поэтому приходится сокращать и бюджетные расходы: к началу 2014 года в крае отказались от 17 видов социальных выплат и прекратили индексацию (повышение) оставшихся. «Честно скажу, будущие годы будут еще более сложными, чем этот год», - заявил Владимиров.
Плюс-минус миллиард
Поправки к бюджету предусматривают сокращение собственных доходов на 646 млн рублей - и в то же время увеличение трансфертов из федерального бюджета на 805 миллионов (в сумме же доходы, а вместе с тем и расходы бюджета вырастут на 159 миллионов).
Самый существенный вклад внесет уменьшение акцизов на нефтепродукты (862 млн рублей), а также сокращение доходов, связанных с работой государственных органов. Доходы от продажи земельных участков снизятся на 0,6 млн рублей; арендные платежи за краевое имущество - на 5,1 миллиона; подлежащая уплате в бюджет часть прибыли ГУПов - на 5,6 миллиона; выручка от платных услуг Минприроды края - на 5,9 миллиона...
Правда, некоторые «экономические» доходы краевой казны все же вырастут. Например, сбор акцизов на алкогольную продукцию - на 7 миллионов, налога на добычу полезных ископаемых - на 5 миллионов, платы за негативное воздействие на окружающую среду - на 5 миллионов, налога на игорный бизнес - на 800 тысяч...
Но все же самое существенное изменение связано с перераспределением федеральных трансфертов регионам по программе развития АПК. Понятно, что в нынешних условиях поддержка местного сельского хозяйства становится задачей не только экономической, но и политической. Поэтому ставропольским аграриям дополнительно перепадет 834 млн рублей (практически вся эта сумма, впрочем, будет направлена на развитие растениеводства, на перекос в сторону которого Владимир Владимиров на одном из недавних совещаний жаловался президенту).
Вместе с тем, федерация сокращает и некоторые виды финансовой помощи на социальные нужды. Скажем, субсидия на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего сократится на 17 млн рублей.
А вот по статье доходов Ставрополью «отминусуют» 290 млн рублей от возврата остатков трансфертов прошлых лет в федеральный бюджет. В общем, затянем пояса, но жить будем. Только как на все эти пертурбации завтра отреагируют люди, еще вчера дружно голосовавшие за «руководящую и направляющую»?