Взгляните на список тех, кто писал о книге Бернштейна,- вы не встретите ни одного рабочего. Все это товарищи, читавшие и высказывавшиеся по поводу его писаний только по обязанности своей профессии. Напротив, с каким интересом вся партия в целом следит за такими вопросами, как участие в выборах в прусский ландтаг или баварское политическое соглашение, какие оживленные дискуссии вызывают эти вопросы! В этом живом интересе сказывается зрелость партии. Для нас уже прошло время теоретических, программных дебатов. Укрепление, усовершенствование, очищение нашей программы мы смело предоставляем науке, которая в современном обществе может быть лишь делом немногих. Но практическое применение программы, тактика партии есть дело всех; в этой работе принимают участие все.
Чрезвычайную важность тактики, необходимость сохранить за ней характер классовой борьбы отлично сознавала партия с ее первых шагов. Прочтите протоколы прежних партейтагов 70-х годов и вы найдете, что при решении всех вопросов тактики на первом плане стояла мысль о необходимости сохранять партию во всей ее чистоте, не допустить ее смешения с другими партиями; для всех этих партий, как бы они ни отличались друг от друга, как бы они ни враждовали между собой, общим базисом, общей основой является почва буржуазного общества. Эта обособленность социал-демократии от всех других партий, это отличие в самой сущности, отличие, в котором наши тупоумные противники находят повод объявить нас вне закона или предлог предать нас политической анафеме, составляет нашу гордость и нашу силу.
Еще на гамбургском партейтаге, когда под влиянием целого ряда запутанных обстоятельств масса делегатов, казалось, уже решила порвать со старой тактикой и традициями, в самый последний момент, прежде чем сделать этот скачок в неизвестность, партейтаг опомнился и подавляющим большинством высказался против всяких компромиссов. Это решение в силе и до сегодняшнего дня. Если два или три избирательных округа сочли удобным вступить в блок (Kartellverhaltnis) с одной из буржуазных партий, то они сделали это за своею собственной ответственностью и поступили, несомненно, против гамбургского постановления, которое - приходится это повторять - не было отменено штутгартским постановлением.
Напротив, берлинские партийные товарищи, которых сторонники компромиссов обвиняют в нарушении гамбургского решения, добросовестно следовали духу и точному смыслу этого постановления, своей решительной стойкостью поддержали авторитет высшей партийной инстанции и оказали услугу партии.