Jun 27, 2016 17:13
В начале июня мы встретились с молодым петербургским писателем Виталием Терлецким, автором нежно любимого нами «Короля Собаки», о котором Вербукля уже писала, и комиксов «Шафировский проспект» и «Горелово». Виталий, который, кстати, вовсе не считает себя писателем, - прекрасный рассказчик, остроумный собеседник и мистификатор. Наша беседа прошла в стиле «Короля Собаки»: абсурд, сплошное веселье с прорывами к серьезному и вечному.
Из более полуторачасового разговора, который иногда выходил за рамки нашей анкеты, мы попытались сложить для вас его портрет.
Можете ли вы назвать вашу любимую книгу, которую любили читать в детстве?
«Доктор Айболит» в прозе. Эту книгу в своё время по понятным причинам прокляли мои родители.Мне было года три, наверное, и я только начинал говорить. Когда мама спрашивала, что мне почитать, я всегда просил «Айболита». Они читали мне ее раз за разом, неделя за неделей. Мне не надоедало. Мне нравились эти прекрасные персонажи с их разработанной индивидуальностью. Четкий антагонист, явный протагонист. Да, видимо, именно это мне нравилось тогда. (Смеётся). Злодеи наказаны, добро восторжествует. Причем, это не какие-то мифические драконы и принцы, а врач! Врачей я знал хорошо: я много болел в детстве. На самом деле, я сейчас все наплёл вам. Мне просто нравилась эта книга. Я не помню почему.
Цикл «Сказки по телефону» Джанни Родари. Идеальная штуковина. Там все что угодно может произойти. И при этом это вписано в нашу современную и тогдашнюю реальность. Мне кажется, это важно. Ведь нужно делать поправку на то, чтобы люди узнавали вещи из нашей реальности и радовались им. Тогда проще поверить в то, что происходит.
Ваша любимая книга в подростковом возрасте?
Книги про Алису Селезневу. У меня были все. Я читал их все и настолько много, что нашел косяки у Булычева. Например, он иногда называл одних и тех же персонажей разными именами. В одной книге друга Алисы зовут Аркаша Сапожков, а в другой - Аркаша Сапожников.
Кто ваши любимые современные детские писатели?
А еще кто-то пишет? (смеётся) Мария Парр, Анника Тор. Кто написал «Лети, майский жук!»? (Кристина Нестлингер. - прим. Вербукли). «13½ жизней капитана по имени Синий Медведь» Вальтера Мëрса - абсолютно бесподобная. Все книги Михаэля Энде, и «Волшебный пунш», и «Джим Пуговка», и «Бесконечная книга». Тим Собакин. Самый крутой русский писатель - Эдуард Успенский, и это не потому, что он написал очень много. Это не только Чебурашка. Есть у вас есть собрание его сочинений, где все тома складываются в Э.Успенский, то вы найдете там такиезамечательные вещи как «Гарантийные человечки», «Клоун Иван Бултых» и «25 профессий Маши Филиппенко».
Книга, которая заставила вас плакать.
Книга не заставит меня плакать! (Смеётся). Не помню. Наверное, где кто-то умер или любовь несчастная.
Книга, которая заставила вас смеяться.
«Трое в лодке, не считая собаки». Я помню, что очень смеялся, когда был маленький.
В чем, если она есть, вы видите разницу между детской и взрослой литературой?
Есть. Детская - интереснее. Взрослая - скучная. Когда ты пишешь взрослую книгу, ты что-то кому-то должен. Ты должен выстроить логически последовательность повествования. В детской шире свобода творчества. Нет никаких рамок. Можешь писать вообще о чём угодно.
Вы детский писатель?
Я ненастоящий писатель.
Ваша книга «Король Собака» маркирована 6+ с читательским адресом для младшего и среднего школьного возраста. Как вы в принципе относитесь к маркировке?
Конечно, маркировка нужна. Обязательно. Онаносит рекомендательный характер. Некоторые родители читают сами и решают сами. Это уже их выбор. Если человек купит книгу 18+ и решит, что его ребенку это можно читать, это его дело. Даже если это будет… Чарльз Буковски. Если он решит, что его сыну в 6 лет пора читать роман «Женщины» Буковски, то почему бы и нет? Круто! Эта штука помогает родителям определиться, потому что не всегда понятно, что внутри. А так вроде за меня все решили: 6+, ну ок, 12+, значит, там есть намеки на любовь, 16+, намеки на любовь и секс, насилие, но при этом злодей в конце наказан, 18+ - насилие, но злодей в конце не наказан.
Почему вы пишете детские книги?
Я пишу детские книги, потому что мне это нравится. А ещё потому, что мне иногда кажется, что в жизни слишком мало чудес.
Потрясающие иллюстрации к «Королю собаке» делал Алексей Вайнер. Выбирали его вы или издательство Поляндрия? Как складывалась работа и сотрудничество с ним?
У меня был и есть хороший приятель Тимур Аълоев (у него странная фамилия, там после буквы а идет твердый знак, у них в паспорте так у всей семьи, была какая-то опечатка и так потянулось). Когда я всю эту историю придумал, я ему еенакидал, и ему очень понравилось, он нарисовал эту штуковину, а я подумал: «Господи, всё это выглядит прямо как в моей голове». Я ему предложил проиллюстрировать книжку, продать ее какому-нибудь издательству и стать знаменитыми. А потом, когда я пошел обивать пороги, Поляндрия сказала, что все неплохо, но иллюстрации нужны другие. Я согласился. Они показали мне несколько художников, я посмотрел и сказал: «Нет. Нет. Да». Они кидали мне разные штуки на одобрение, мы все согласовывали. В следующей части иллюстратор будет тот же, по крайней мере, так мне говорили в издательстве.
Есть ли недетские темы, темы, на которые нельзя говорить с детьми в книгах? Стали бы вы писать на такие темы?
Я бы стал писать, но публиковать не стал. Мне кажется нельзя про извращения с детьми разговаривать. Про то, о чем Буковски пишет, нельзя детям говорить.
Думаете ли вы о родителях ваших маленьких читателей, когда пишите?
Нет. Стараюсь не думать о родителях. Я думаю о том, чтобы было смешно детям и мне. Если бы я хотел книгу, которую купят родители, я бы ее назвал «Почему мама лучше всех».
Кто ваш идеальный читатель? Для кого вы пишите?
Тот, который хорошо умеет мечтать или хочет научиться. А еще идеальный читатель - это такой читатель, который не боится отпустить свою фантазию и … понять, что все, что он может придумать, ограничено только его фантазией.
Должна ли книга травмировать?
Травмировать нужно. Не надо травмировать дошкольника. Как подрался первый раз, можно и травмировать. Важно, чтобы дети понимали, что жизнь не сахар. А в конце добавлять, что не все так плохо. Можно разрулить вот так, так и так. Надо давать выход в конце.
Из всего, что у вас написано и издано, написано и еще не издано, «Король Собака» - лучшая книга?
Я не могу оценивать себя. Это очень сложно. Мне она очень нравится, а что остальные скажут, я не знаю. Я расстраиваюсь, когда не нравится. Это нормально.
Я правда верю во все, что в «Короле Собаке» происходит, поэтому было достаточно просто все это записать, как будто это уже было.
Что бы вы сказали или пожелали нашим читателям?
Болеть поменьше, одеваться теплее, читать разные книжки интересные, пока они интересные.
Можно пожелать всем, если, конечно, они хотят, если им действительно это интересно, быть, как Король Собака. А если нет, то постараться быть как Король Собака. А если нет, то хотя бы мечтать быть как он, или просто мечтать, мечтать побольше. И пока мечтается, верить в то, что мечты могут сбываться. Вот когда ты перестанешь верить, что мечты могут сбываться, тогда можно и помирать.
портрет писателя,
интервью,
Виталий Терлецкий