Пища для ума. Ворох утренних мыслей.

Jun 29, 2014 23:49

Хороший пост от Инги о необходимости расширять мышление
Originally posted by antysk at Пища для ума. Ворох утренних мыслей.
Ворох мыслей. Все о разном. Но все об одном в итоге.

Мысль первая.Художественная.
Надя лепит острова.

           

Внешне это выглядит как взгляд из самолета. И я понимаю откуда это. Это наша весенняя поездка на острова. Ее первый полет. Это ее восторг, когда самолет набирал высоту и она, отлепившись на секунду от иллюминатора, раскинув руки в стороны и задев Иришку и соседа, торжественно проговорила чуть не по слогам: Мама! Я - повелитель Вильнюса! Это мое стоическое терпение, когда я, отпрашивая ее со школы, выслушивала по очереди от учителей в гимназии и музыкальной школе: что вы себе придумали, какой отпуск во время школьных занятий, это же выпускной год! Это же март, ей же сдавать экзамены! Ах, она вам будет помогать с малышкой? Но как она будет догонять? Как она будет поступать? Это мое практически безразличие к тому, поступит она в гимназию или нет. Я вежливо кивала головой и обещала, что мы-де будем догонять, что вот оздоровимся и сразу догонять. И да, мы понимаем всю важность и оооочень уважаем систему. Но я говорила это, чтобы не начинать длинный разговор, вскрывающий, что я об этом думаю на самом деле.

А думаю я, что гораздо больше чем знания по истории, важнее чем правила правописания и нужнее чем запоминание информации, большинство из которой в нашем стремительно меняющемся мире устаревает раньше, чем ее заканчивают преподавать - гораздо больше всем нам нужна пища для ума, впечатления для построения новых конструкций внутри нас. Нам (и уж конечно детям нашим) нужны разные миры, разные системы счисления, чем больше этого мы дадим ребенку сейчас, тем легче он будет использовать свой интеллект в будущем. Тем вариативнее и гибче он будет. Тем успешнее и даже счастливее будет. Мы так устроены, что можем оперировать теми понятиями и образами, которые у нас есть, мы строим свой мир из тех впечатлений, которые пережили, увидели, прочли, подняли как камень из дорожной пыли, которые теперь у нас как кирпичики. Так надо этих кирпичиков и накидывать ребенку побольше, водить его по максимальному количеству жизненных дорог.

И вот Надя лепит острова. Там вулканы и реки, ущелья и травяные поля. Она изобрела какой-то свой метод придания поверхности вида, близкого к натуральному рельефу. Плоскозаточенной зубочисткой. До этого пробовала стеками, ножом, моей пилкой для ногтей… Она не читала книжек по лепке, и в лепительную школу не ходила, но она видела сверху что поверхность у гор - не гладкая, и что лес смотрится сверху иначе чем поле. Может даже одинаково зелено, но как-то по-разному все же. А в обучающем фильме (на испанском! что она там поняла на испанском) в маленьком музейчике на вулкане - она увидела как выглядит проснувшийся вулкан. Потрогала имитацию лавы. А потом попрыгала по старому черному кратеру… И сейчас дома в деревне под Минском она подбирала варианты и методы, пока не получила что-то похожее на образы в ее внутренних картинках. Творение на фото не окончено, не сдавайте меня творцу. Может рассердиться.

Сейчас моя сестра пристроила Наденьку в международный детский лагерь в Австрию, для нашей семьи - бесплатно. Мы радостно согласились, виза у нее была и так. Но потом оказалось, что чтобы доставить ребенка туда - мне понадобится прилично потратиться на дорогу ей и на дорогу мне или другому взрослому-сопровождающему. С дорогой туда мы уже определились, а вот дорога обратно - еще висит в воздухе, кто и за что ее повезет обратно пока неясно. Но я взвешивая варианты, версию «не отправлять ее» даже не рассматриваю. Надо ехать. Ей очень правильно и по возрасту учиться уже более сложной коммуникации. С языковыми моментами, общаться со сверстниками и взрослыми людьми из другого социума, другой страны. Не было бы этого зарубежного лагеря - я бы искала местные, как ездил в свое время Родион, сначало максимально со мной, а потом от работы, от театра, просто частный лагерь под Минском. Это правильно. Двигаться и видеть мир. Кормить ум новыми впечатлениями. Двигать свои границы, пробовать границы других…

Мысль вторая. Философская.
Я вчера встречалась с парнем по поводу организации процесса обучения тьюторов и продвижения инклюзивных схем в белорусский социум. Что там получится на выходе из тьюторства будет видно, но весь следующий день я находилась под впечатлением от широты взглядов этого молодого человека. Так вот в разговоре о школе, о том, что сегодня дает школа ребенку, он сформулировал (какой-то его другой лексикой, но я уж своей воспользуюсь), что очень важно, чтобы ребенок вынес из своего образования умение видеть разные системы счисления, в них ориентироваться, переводить из одной в другую. А законы той или иной профессии он возьмет и в других местах, сам или с помощью кого-то, из книжки, интернета, от толкового учителя, еще откуда угодно, сегодня вариантов откуда брать знания - громадье, и школа тут не на самой передовой. А вот дать практическое умение ориентироваться в жизни - вот это в книжке не возьмешь, и в интернете не скопируешь. Это надо поучиться год-два в другой стране и на своей шкуре испытать что такое другой менталитет. Или например - сказал он - учиться в классе с мальчиком в инвалидной коляске. Чтобы день за днем видеть, впитывать, понимать, что вот такой, вроде похожий, но не такой, другой. А если это будет не инвалид по физическим параметрам, а аутист - то тут поле для развития гибкости еще больше. Тут надо включить и задействовать более глубокие свои слои, чтобы разглядеть и понять как так может быть: рука есть, шевелится, а аутист не может ею писать, а если учитель или помощник держит эту руку под локоть - то может. Что-то переключается в этом умном аутичном мозге, и держишь под локоть - пальцы начинают выводить буквы. Чтобы это осознать - надо углубиться в систему счисления этого аутичного соседа по парте.

Да, потом в жизни этот гибкий ребенок не бросит начатое, если вдруг настройки сбились и что-то пошло не так. Он не будет рассказывать какие причины привели его к «не так». Он найдет сто мильенов вариантов других путей, объяснит на других языках, освоит другой инструментарий. Он будет тем, кто сможет рассказать потом как он дошел к своему «так». Я слушала своего собеседника и кивала головой, потому что я-то знаю, что это именно так и работает. Я знаю какие качества приводят человека к успеху там где был гарантирован неуспех. Вот эта внутренняя гибкость и умение ориентироваться в мире. Даже в неизвестном. И это больше чем знания по русскому или математике, в жизни - нужнее. Алексей - спасибо. За разговор, за готовность помогать, а более всего может за образец вашего мышления.

И дальше бежит моя мысль в поисках примеров… Я в последнем путешествии отклонилась от намеченного маршрута и попала на полтора дня к двоим друзьям в Швейцарию, это два моих одноклассника, из разных классов правда. Так вот одноклассница. Мы в начальной школе и потом до 8 класса вместе учились. У нее старший брат - такой как моя Иришка. Ну плюс-минус такой. Мы сейчас, через много лет очень хорошо друг друга понимаем и стали ближе, чем сидя за одной партой. Она, да, умная девочка была, но она выпускница - скажем прямо - простенького по мировым меркам могилевского института, работает на ведущей позиции в международном финансовом консалтинге. Завидный брак, прекрасный дом, чудесные детишки. Она совсем не по-среднему успешна. Она успешна на 300 процентов от возможного в ее старте. По мне - в том числе потому что такой брат был рядом. Из того, может непростого, детства - прекрасные жизненные качества и навыки. Оксанка, привет! Ты супер и красавица! И я тебе рада и благодарна.

Или вот мой названный брат из Москвы (а мы познакомились на почве схожих младших детей, его сын и моя Иришка - оба на домановской программе поднялись) где-то в сети обронил, что старший его сын, выпускник, сдал экзамены. Там одни высшие баллы, не по одному предмету, а сплошняком. И мальчик подал документы в элитный вуз. А казалось бы родители на домановской программе с младшим - старшего почти не видели. Обделили и вниманием, и заботой. А он вот с такими результатами. Крутыми по меркам социума.

А тут еще Водянова в голове крутится. Я ее отгоняю, а она крутится. Да, конечно тело и лицо и удача. Но вот прямо с таким размахом как эта девочка, и сама с прекрасными гонорарами и замуж за британского аристократа и миллионера - то это совсем не каждая красавица так лихо летит. И с дураками связываются, и спиваются, и рано и плохо кончают. А эта красотка уйдя уже с основной работы как пахоты - благотворительные фонды с деятельностью по всей России. Не связано ли это с младшей сестричкой - тяжелым аутистом?

Мысль третья. Гастрономическая.
Жарю Иришке блинчики на безглютеновой муке, которая пришла в посылке из Израиля. Надя крутится рядом, и подхватывает блины сразу как они оказываются на тарелке.
- Надечка, вот этот доешь, а дальше не хватай, а то Ириша голодная, это я ей жарю.
- Мама, а ей же нельзя, у нее же диета.
- Эти - как раз-таки можно, это Ире прислали специальной муки, и я пробую как она в готовке.
- Аааа. А кто прислал?
- Тетя Ира
- Какая тетя Ира? Откуда?
- Ты ее не знаешь, из Иерусалима.
- А ты знаешь?
- Я тоже не знаю, я ее никогда не видела.
- Ее наш папа знает?
- Нет, Надюш, папа тоже ее не знает, ни у кого из нас нет знакомых в Израиле.
- Мама, разве так бывает? Что ты ее никогда не видела, никто из нас ее не знает, а она нам посылку прислала? (надюшина система счисления наткнулась на что-то странное, не из ее системы, так не бывает. посылки шлют только «своим»)
- Ну посмотри! Вот коробка почтовая стоит. Читай обратный адрес. Так что, видимо, бывает.
- Мама, она нашу Иру любит?
- Думаю, да. И нас всех любит. И вообще мир любит. Бывают такие тети…
- Да, мам, она точно хорошая…
Надя озадаченно почесала в затылке и убежала по своим делам. Но я уверена, что она успела свои калибровки провести. И сейчас в ее понимании так бывает. Это вариант нормы. Это значит, если ее однажды заденет какой-то вопрос в чужом человеке, даже которого она никогда не видела - ей будет нормально отозваться. Она умеет приводить к общему знаменателю свой мир и мир этого может далекого человека.
Ирина из Иерусалима, спасибо большое. И за вкусные разнообразия для нашей младшей, и за пример что так бывает для старших детей. Мне не надо читать им повести о доброте и учить отзывчивости. Вот несколько таких примеров - и все, это их норма. Они готовы нести это дальше. И не как подвиг (как это было бы из повести), а как жизненную норму.

Так что кормите своих детей. Не только морковками, но и впечатлениями других миров. Это важно, это много, это формирует ребенка, дает ему какие-то незаменимые витамины для ума. Может сейчас не у каждого моего читателя есть возможность отвезти ребенка на острова? Тогда подружитесь на площадке с ребенком с инвалидностью. Это бесплатно будет, а мир вашего ребенка расширит невероятно.
А Надя, кстати, сдала вступительные на 10, 10, 9. На русском ручка потекла, получилось не очень чисто, поэтому 9. Математика и язык - 10. Я думаю, что поступила. Мы не уточняли пока, но похоже что сумели догнать J

А еще допишу про свою пищу для ума. Взахлеб читаю Стругацких «Отягощенные злом». Прямо местами кипят мозги.

детское развитие, дети, жизнь

Previous post Next post
Up