Ассимиляция проблемного опыта. Или о том, как происходят изменения в психотерапии.

Dec 13, 2012 21:39

Originally posted by ameli39 at Ассимиляция проблемного опыта. Или о том, как происходят изменения в психотерапии.
"Психотерапевты не имеют особого знания или мудрости относительно того, как следует жить. То что они привносят в процесс психотерапии - это профессиональные навыки, которые помогают клиентам исследовать их внутренние представления и конфликты, понимать существующие проблемы и осуществлять изменения в собственных мыслях, эмоциях и поведении."

Британский психолог Вильям Стайлс для понимания процесса изменения в ходе психотерапии предложил модель ассимиляции проблемного опыта. В данной модели психотерапия понимается как деятельность, посредством которой клиент становится способным овладеть или "ассимилировать" болезненные переживания, по поводу которых он обратился за помощью. Проблемным опытом или переживанием может быть чувство, идея, воспоминание, импульс, желание или отношение, которые переживается клиентом как некоторая угроза и нарушает его эмоциональное равновесие.
Уровень 0: Отвращение проблемы. Клиент не осознает проблему. Имеет место активное избежание тем, выводящих его из эмоционального равновесия. Эмоции могут быть минимальными, что свидетельствует о успешном избежании или переживается смутный негативный аффект, как правило, тревога.

Уровень 1: Нежелательные мысли. Появляются мысли, связанные с переживаемым дискомфортом. Клиент предпочитает не думать об этом; темы для разговора привносят либо внешние жизненные обстоятельства клиента, либо психотерапевт. Поднимаются сильные негативные чувства: тревога, страх, гнев, печаль. Несмотря на интенсивность чувств их связь с содержанием может быть неясной.

Уровень 2: Смутное осознание проблемы. Клиент признает существование проблемного опыта и описывает связанные с ним и вызывающие дискомфорт мысли, но он пока не может ясно сформулировать проблему. Возникает острая психологическая боль или паника, связанные с мыслями или переживаниями относительно существующей проблемы. После чего, по мере увеличения ясности беспокоящего содержания, интенсивность эмоций снижается.

Уровень 3: Формулировка и прояснение проблемы. На данной стадии клиент может сделать четкую формулировку проблемы, над которой теперь можно работать и на которую можно повлиять. Эмоции негативные, но переносимые. Начинается активная, сосредоточенная работа по пониманию проблемного опыта.

Уровень 4: Понимание/инсайт. Проблемный опыт формулируется и осмысляется; прослеживаются связи с имеющими к делу фактами. Эмоции могут быть смешанными. Достигнутое благодаря инсайтам осознание может вызывать болезненные чувства, но могут также сопровождаться интересом или даже приятным удивлением типа "Ага". На этой стадии достигаются большая ясность и охват понимания проблемы, что обычно приводит к увеличению позитивных эмоций.

Уровень 5: Опробование на практике/проработка. Понимание используется для того, чтобы работать над проблемой; рассматриваются конкретные усилия по разрешению проблемы, однако без полного успеха. Клиент может описать рассмотренные альтернативы или систематически разобрать различные варианты поведения. Эмоциональный тон позитивный, деловой и оптимистичный. На этой стадии происходит постепенный прогресс в решении проблем в повседневной жизни.

Уровень 6: Решение проблемы. Клиент достигает успешного разрешения конкретной проблемы. Эмоции позитивные, в частности клиент переживает удовлетворение и гордость за достижение. Делаются попытки привнести аналогичные изменения в другие сферы повседневной жизни, для решения других проблем. По мере того как проблема сходит на нет, эмоции становятся более нейтральными.

Уровень 7: Овладение. Клиент успешно использует обретенный способ решения проблем в новых ситуациях; порой это происходит непроизвольно. Когда данная тема поднимается эмоции позитивные или же нейтральный (это уже не является чем-то, что возбуждает).
Previous post Next post
Up