После поездки в Питер на свою группу по созависимости, переваривая совсем непростой процесс, который там завертелся, я вспомнила,
как мой старший сын был обижен на меня.
Довольно-таки долгое время был обижен, а обида была классической - младших детей, по его мнению, любили больше, чем его.
Особенно младшую дочь.
….Чтобы вернуть себе единоличную любовь, он:
Старательно выискивал ее ошибки, о которых так же старательно сообщал мне,
Осваивал роль умника рядом с глупой сестрой, регулярно сообщая ей о ее недалекости,
Указывал мне на мои родительские ошибки в воспитании его самого….
Я злилась, пыталась с ним разговаривать, порой - совсем не терапевтично,
Уверяла его в том, что он ошибается, но ничего не помогало.
....Я уже привыкла к его характерной по отношению ко мне смеси любви и обиды с завистью и попытками меня переделать, как вдруг, когда ему было 12 лет, все изменилось.
….Заметив пропажу обиды, я с удивлением и некоторым опасением спросила его: а что, собственно, случилось? Куда подевался контроль?
- Да вот посмотрел пару передач у Малахова и увидел по-настоящему плохих родителей. Понял, что я заблуждался. Всю обиду как ветром сдуло.
Вот так. Никаких разъяснений не потребовалось. Все понял сам.
…..Я вспомнила эту историю, когда встретилась вот с такой обидой-злостью на группе.
Я приняла на себя родительский перенос участницы -
Что же ты, мама, не принимаешь меня - так, как мне нужно?
....Столько в этом послании было нужды и горя, и так мало ресурса принять очень горький факт.
Сколько ни ищи «подходящую» маму, которая примет - как надо,
для того чтобы и ты смогла принимать себя,
сколько ни ищи - не найдешь....
Остается только плакать и горевать, что не получила всего, что было нужно.
Очень жаль.
По сути, моему сыну удалось присвоить ценность реальных родителей, и претензии сразу отпали.
.................................
Итак, в чем же отличие инфантильной злости от сепарационной?
Инфантильная злость направлена на другого человека (родительскую фигуру), и ее цель - добиться от него удовлетворения своей детской потребности.
Основной лейтмотив: "Я заставлю тебя любить меня так, как мне нужно"
Средства - всевозможные манипуляции: давление, контроль, подкуп, шантаж, поглощение, покидание....
То, что партнер дает, не принимается, обесценивается, если "отдача" не соответствует ожидаемому.
Возникает злость: "Ты даешь не то", "Ты даешь не так" - как мне нужно.
Сепарационная злость тоже направлена на родительскую фигуру, но лейтмотив совершенно иной: "Я больше не нуждаюсь в твоем признании, чтобы чувствовать себя ценным"; "Я больше не добиваюсь твоей заботы (принятия, любви) для того чтобы считать себя достойным их, я сам позабочусь о себе".
Инфантильная злость всегда приводит к разочарованию и переживанию детского одиночества,
Сепарационная злость, через преодоление страха приводит к ощущению свободы, ощущению "себя-в-праве", и к выбору - того, что подходит наилучшим образом на данный момент времени.
Эта злость не манипулирует Другим, напротив, отказывается - от сделок, тайных сговоров, и тайных надежд. В сепарации даже одиночество может быть желанным выбором)