Nov 30, 2009 21:54
Оу, у меня после копирования цитаты стал какой-то разномастный шрифт, причем совершенно он не хочет меняться...) На нет и суда нет, не взыщите.
Новаторство и особенности творчества Архилоха:
- впервые использует шестистопный ямб;
- Архилох полемизировал с произведениями представителей аристократии и их идеями; его произведения полны язвительной иронии;
- черты творчества Архилоха встречаются в произведениях Горация, Катулла;
- как Аристотель считал Эврипида лучшим (правильным) трагиком, так у древних греков лучшим лириком прослыл Архилох;
- аллюзии c Гомером, но с пародийным оттенком, сниженным пафосом, так как Архилох достаточно пренебрежительно относился к старинным понятиям (да, собственно, и мы сейчас, если не пренебрежительно, то как минимум снисходительно, что потом может вырасти в пренебрежение, относимся к некоторым постулатам и реалиям из жизни наших бабушек - это я к соотношению между стариной и современностью);
такое положение напомнило мне молодых нигилистов и старых аристократов с их "принсипами" в романе Тургенева "Отцы и дети";
- любил Необулу, отец которой Ликамб дал искателю от ворот поворот решительный отказ, за что был осыпан оскорбленным поэтом градом язвительных насмешек и колкостей;
- много переводил Архилоха В. Вересаев.
Многим его стихотворениям присущи лаконичность, повествовательность, четкое выражение мысли, но вместе с тем непременная поэтизация, как, например:
"Кудри скрывавший покров Алкибия с себя низлагает, В брак законный вступив, Гере-владычице в дар"
- причем у меня, возможно, из-за аллитерации или чего-либо еще возник в воображении образ медленно снимаемого покрывала и образ невесты.
В стихотворении "О многозлатном Гигесе не думаю..." (перевод В. Вересаева) автор словно отстраняется от мира земного, ведь он не испытывает многих, вполне нормальных по природе человеческой чувств: не знает зависти, на богов не сетует, и царства не нужно ему: все перечисленное далеко от глаз его - погружен в себя, отдален, отчужден от мира. Такое отречение несколько пугает и вызывает смутную тревогу. Возможно, автор только хочет убедить себя в том, что пишет, некое психологическое воздействие-увещевание на себя самого.
Чем-то напомнило японскую лирику.
Стихотворениям Архилоха свойственны как афористичность ("Главк, до поры лишь, покуда сражается, дорог наемник") или совет ("Если, мой друг Эсимид, нарекания черни бояться, Радости в жизни едва ль много изведаешь ты"),
так и чувства, нередко метафорически показанные на фоне природы и тем самым усиленные ею:
"Главк, ты видишь: глубь морская всколыхнулась от волны И нависли грозно тучи над Гирейскою скалой. То - знак бури! Страх на сердце: мы застигнуты врасплох".
Вот это стихотворение такое современное! :-) Буквально напомнило мне разговоры, обрывки фраз, которые слышишь, когда идешь по каким-то учреждениям:
"Леофил теперь начальник, Леофил над всем царит, Все лежит на Леофиле, Леофила слушай все" - недовольство, совмещенное с необходимостью покориться начальнику.
Множество стихотворений посвящено богам, особенно Зевсу. Так, Архилох пишет, что Зевсу не важны преходящие человеческие распри и временные отношения, но именно он знает, кто живет по совести ("Для тебя не все равно, / По правде ль зверь живет иль нет").
Кощунственно Архилох отзывается о павших, что, пожалуй, было в норме для его новой программы (скажем, "Нет аристократическим идеалам!"), и жутким, неприемлемым для все тех же аристократов в широком смысле слова, что подчеркивается в стихотворении "Кто падет, тому ни славы, ни почета больше нет ...".
Не чужды лирике Архилоха и глубокое чувствование, откровенность в изображении, он показывает свои чувства - и остается весь неприкрытый, наедине со своей болью, чувством - перед читателем:
"От страсти обезжизневший, Жалкий, лежу я, и волей богов несказанные муки Насквозь пронзают кости мне".
Мне понравилось стихотворение, начинающееся со строк: "Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой" - глубоко эмоциональное, прочувствованное, но с изрядной долей рационализма. Как мне кажется, в нем заключен жизнеутверждающий пафос, особая логика жизни, дается совет. Такая форма часто свойственна лирике поэтов Шираза. Некий элемент дидактики. Основное, ключевое слово в произведении - "в меру", так сказать, "золотая середина" (выражение Горация).
Нередко стихотворения его пронизаны тем жизнеутверждающим пафосом, что все препятствия будут сломлены, если крепок дух, что - да, мы выстоим. Именно этими качествами понравились мне стихотворения "Скорбью стенящей крушась, ни единый из граждан, ни город...", "Мне не мил стратег высокий, с гордой поступью стратег..." (в этом стихотворении даже рисуется - несколько гиперболизированно - идеал стратега у Архилоха).
Многие стихотворения посвящены военной тематике.
Меня просто поразило такие строки:
" В остром копье у меня замешен мой хлеб. И в копье же Из-под Исмара вино. Пью, опершись на копье!".
Не мало стихотворений Архилоха написаны на конкретные события ("Солнечное затмение") или адресованы конкретным лицам: Ниобуле (очень страстные, но опоэтизированные стихотворения: возвышенная любовь и глубокое чувствование соединяются с страстностью; приятно, что нет грязи - в смысле, непристойности - в его описаниях (или, по крайней мере, мне не встретились) ) или отцу ее Ликамбу, которого Архилох возненавидел всей душой за вероломный отказ в женитьбе, которая уже было состоялась.
Творчество Архилоха очень разностороннее, оно вмещает всебя различные мотивы, образы, темы и приемы - от поэтизации, исполненного нежности и страсти трепетания перед образом и до язвительной насмешки.