Nov 13, 2009 22:40
Эта книга была одной из моих любимых в детстве, я ее читала в ранних классах в переложени Н. Куна, оказывается, что все мои любимые мифы и наиболее запомнившиеся с тех пор описаны именно здесь :)
Слово "метаморфозы" в переводе с греческого означает превращения, и именно это подчеркивает Овидий в самом начале произведения:
"Ныне хочу рассказать про тела, превращенные в формы
Новые". Автор обращется к временам, когда нога человека еще не ступала на змелю, к эпохе царствования Хаоса, "где собраны были
Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе". В этих строках Овидий утверждает Хаос как источник мира, предок того мира, который мы видим сейчас; так, он пишет, что в Хаосе собраны семена вещей, не самые вещи, но только некий их прообраз.
Понравилась цитата:
"И не висела земля, обтекаема током воздушным,
Собственный вес потеряв".
Говорит - с образными переплетениями - Овидий, что не было тогда еще богов и титанов.
В этом проиведении Овидий утверждает мифологическое создание мира богами и их иерархию. Описывает он также отдельно и полно четыре стихии, занявшие каждая свое место. В целом, картина, предстаялемая нам художником, не является чуждой, с тех пор немгое изменилось: разумеется, изменили русло и пересохли реки, сместились некоторые плиты, но, тем не менее, леса остались лесами, а озера - озерами.
"Справа пояса два и слева столько же неба
Свод обвели" - уподобления реалий живой природы поясам и другим предметам свойственна мифологическому сознанию человека. Так, похожим элементом является представление радцги в русском фольклоре как ленты, коромысла, дуги.
Часто фигурирует мотив приказа в произведении. Впервые образ человека входит в произведение в контексте громов и молний, "смущающих дущи людские", - таким образом, автором подчеркивается авторитет богов, а именно Зевса-громовержца в первую очередь.
Хронотоп произведения невероятно обширен: пространственно охват места не подчиняется границам, им обазно обрисовано все, все возможные места, от некого Нечто, что выражено в образе Хаоса (вечности?), до простых пространственных реалий. По временной характеристике, произведение исходит из начальной эпохи Хаоса, даже первоначальной эпохи, а затем - автор упоминается и "наше время", конечно, оно современно ему, Овидию, но между Овидием и сотворением мира из Хаоса протекла много врмени, возможно, столько же, сколько между нами современными и временем Овидия. Время рассматриваю в субъектно-объектном аспекте.
Описывается автором, каким существам живым достались какие среды обитания, а богам - "небесная почва". Опять же в этом проявляется мифологичность сознания, в том, что почве уподобляется небо; так, люди с мифологическим сознанием переносили известны им факты жизни на богов и божественные отношения. Именно поэтому боги похожи на людей, совершают поступки, ревнуют, расстриваются, пируют - но они не свободны от судьбы, более того, существенный мотив поведения и атрибут их - жестокость.
Человек, как и в христианстве, тоже создан "из сути божественной", что свойственно и большинству мифологий, и религий - они старались чудесным и божественным объяснить возникновение мира и порядок в нем.
Говорится также и об отличии животных и людей: человеку "отпрыск Япета" дал "лицо и прямо В небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи".
Характеризуется время, эпоха: "Первым век золотой народился, не знавший возмездий, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность". Таким образом, возникают добродетели (как данность?), именно поэтому не нужна страшная кара и возмездие.
Понравилась строчка: "И, под секирой упав, для странствий в чужие пределы
С гор не спускалась своих сосна на текущие волны" - своей образностью и плавностью; такие развернутые метафоры свойственны и для песенных форм русского фольклора в том числе.
Утверждается идея мира, не было войн, нашествий и их атрибутов, составляющих: оружия, военных рогов, вражды. Война противопоставлена покою ("Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди...").
Присуствует и идеальная картина мира, которая встречается и в русских народных сказках в наиболее ярких формах:
"Урожай без распашки земля приносила;
Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях,
Реки текли молока, струились и нектара реки,
Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба".
Сравнить с русскими сказками: молочные реки, кисельные берега и т. д. .
Это свойственно мифологическому сознанию; представление некоего идеального мира.
Затем описывается слудющий век:
"После того как Сатурн был в мрачный Тартар низвергнут,
Миром Юпитер владел,- серебряный век народился".
Характеристика такая: "Золота хуже он был, но желтой меди ценнее".
Прозошли климатические катаклизмы :) Были созданы осень, весна и зима. Пишет автор о расселении в домах, засевании почвы и т. д. - то есть о становлении какого-никакого коллектива и освоении природных богатств.
Характеристики двух последовавших веков:
"Третьим за теми двумя век медный явился на смену;
Духом суровей он был, склонней к ужасающим браням,-
Но не преступный еще. Последний же был - из железа,
Худшей руды, и в него ворвалось, нимало не медля,
Все нечестивое".
Описываются многие пороки и злые деяния:
"Люди живут грабежом; в хозяине гость не уверен,
В зяте - тесть; редка приязнь и меж братьями стала.
Муж жену погубить готов, она же - супруга";
та добродетельность и свет (в широком смысле), которые царили в золотом веке, начали исчезать.
Пишет Овидий и о неспокойной обстановке у богов; так, Гиганты стали стремиться к небесам. Подробно рассказывается о судьбе Ликаона (одно и зкачеств его - " страстью к убийству"), о его ужасном пире. И затем - первая метаморфоза: обратился Ликаон в волка.
Задумал "царь всевышний" извести род человеческий: отложив молнии, он обратился к воде, решив устроить потоп (многие параллели можно найти и других, разных мифологиях и даже христианстве: Ноев ковчег).
Эти строки
"Только лишь сжал он рукой пространно нависшие тучи,
Треск раздался, и дожди, дотоль запертые, излились.
В радужном платье своем, Юноны вестница, воды
Стала Ирида сбирать и ими напитывать тучи"
перекликаются с "Поэтическими воззрениями славян на природу" Афанасьева А. Н..
Описываются масщтабы потопа: "Все было - море одно, и не было брега у моря"; действительно, всемирный потоп.
Эта строчка рассмешила: "Рыбу другой уже ловит в вершине у вяза". :D
Рассказывается о спасшихся счастливчиках (Девкалион и Пирра), которые вознесли богам свои молитвы, бог увидел это и понял, что несправедлив он к этим двум верующим: и разогнал тучи, вернул миру земной облик.
Появляются люди ("... праматери кости" - земля и камни).
Мир вернулся на круги своя.
Упоминается Пифон, " змей неизвестный", размером "чуть ли не с цеоую гору", многие боги.
Миф об Аполлоне и нимфе Дафне, Пенеевой дочери.
Две стрелы любви им были посланы: влюбляющая и отвергающая, первая пронзила сердце Феба, а вторая - нимфы.
Очень мне понравилась речь, с которой обратился пылко влюбленный бог к нимфе. Спасаясь от погони, чувствуя, что уже не убежать, вмолилась нимфа к отцу своему Пенею, чтобы обратил он ее, и становится она лавром (деревом Аполлона).
Романтический миф... Один из моих любимых)
Далее следует миф об Ио и Юпитере.
Полюбил Юпитер дочь Инаха, но, чувствуя ревность и возможность кары жены к возлюбленной, обратил ее в белую корову, пришлось отдать ее жене, потому что Юнона просила, как же не отдать такую мелочь, стерег Ио Аргус. Эта история изложена у Эсхила "Прометей Прикованный".
Еще одн из моих любимых мифов - о Сиринге.
Красавицу полюбил Пан, но, спасаясь от любви его, Сиринга "взмолилась к своим водяным сестрицам" и обратилась в тростник.
Параллель с мифом о Дафне: так, боги отсавили себе на память о возлюбленных себе по вещи - венок лавровый, украшающий кифареда, и свирель, издающую тонкий, жалобный звук...
Миф о Фаэтоне. Мать его утверждает, что отец ему - Феб. Продолжение в следующей книге.