Dec 09, 2009 18:13
- Лукреций - поэт гражданских войн 1 в. до н. э. (Рим), поэтому он нередко в своих произведениях проводит параллель с современностью своей и присущей ей жесткостью, кровопролитием;
- очень заинтересовался теорией Эпикура, согласно которой он написал эту книгу, вдохновившись теорией и взяв ее за основу;
- несмотря на ярко выраженный дидактизм и философскую направленность, сохраняет поэтичность - хоть в сравнениях, эпитетах, описательных моментах и т. д.;
- материалистическая теория, во времена Советского союза произведения его получили широкое распространение и толкование.
Впервые я познакомилась с этим произведением в шестом классе, когда у меня началась химия :) У меня была школа (первая) с очень серьезным физико-математчиеским уклоном и сильной химией, поэтому уроки начались так рано, в шестом классе; учительница изо всех сил старалась нам привить интерес, поэтому скорее мы занимались изучением произведений разных эпох, более-менее иллюстрирующих основные законы химии.
Очень важной, существенной являтся теория об атомах, которая оказала важнейшее влияние на различные области науки. Одним из ключевых аспектов, которые заявлены и подчеркиваются автором в начале произведения, можно , наверное, считать антирелигиозное (причем существования богов не утверждал - чересчур дерзновенно), в целом, настроение, как в строке:
"В те времена, как у всех на глазах безобразно влачилась
Жизнь людей на земле под религии тягостным гнетом,
С областей неба главу являвшей, взирая оттуда
Ликом ужасным своим на смертных, поверженных долу,
Эллин впервые один осмелился смертные взоры
Против нее обратить и отважился выступить против..."
или
"Дух человека извлечь из тесных тенет суеверий...".
Феофраст, напрмер, в "Характерах" отрицательно описывает суеверие.
Произведение начинается с хвалы Эпикуру, Лукреций продвигает именно его идеи.
Форма произведения представлена как разговор (дидактическая поэма; есть некоторые параллели с дидактическим эпосом Гесиода - "Труды и дни"), так, Лукреций обращается:
"Может быть, этим путем я сумею твой ум и вниманье
К нашим стихам приковать, до тех пор пока ты не познаешь
Всей природы вещей и законов ее построенья"
(то есть стихи являются стилем, методом для передачи определенной информации - к вопросу об упаковке информации :) ).
В поэме охвачены разные пласты науки как таковой и человеческой жизни, тоесть в отрывке "Сохранение и движение материи" затронуты в том числе физика, биология, причем затронуты и философский, и эстетический аспекты при этом.
Сейчас прочитала отрывки из этой поэмы (в переводе Петровского), мне понравилась часть под названием "Громовая песнь Лукреция". Жизнеутверждающий пафос, читать приятно, даже усталость вроде сняло :) В этом отрывке - мотив неизведанного (причем скорее прекрасного неизведанного), мотив первооткрывания:
"...с бодрою мыслью
По бездорожным полям Пиэрид я иду, по которым
Раньше ничья не ступала нога"
или
"отрадно чело мне украсить
Чудным венком из цветов, доселе неведомых, коим
Прежде меня никому не венчали голову Музы"
(появляется мотив избранности); образы и представление даже, скорее, о них красиво и в значительной степени опоэтизировано - венки, ручьи, Музы.
Пишет о тенетах суеверия, которыми опутан человек, считает нужным освободить дух из этого окружения. Затем сообщает о ясности своего стиха, а следовательно и суждения.
Когда читала часть "Стихотворная форма изложения", в самом начале, где Лукреций сравнивает свой метод изложения горькой правды с детьми, которые пьют полынь, соблазнившись медом на краях сосуда, вспомнилось мне скорее слэнговое выражение: "подсластить пилюлю". Приятно читать античную литературу, потому что авторы той эпохи находят удивительные сравнения, которые очень сильно запоминаются, западают в душу и живут там, в укромном уголке, иногда снова приходя на ум или трансформируясь в нечто похожее.
Опять же - в моменте объяснения теории атомомв - мне очень понравилось сравнение с телятами, которые играют, находясь далеко и сливаясь, таким образом. Очень живописная, наглядная, ясная картина - такая четкая аргументация и доказательная база, которой можно даже и позавидовать.
Описываются люди более ранних эпох, говорится о том, что они не умели еще трудиться, причем подробно описывается, что не владели они огнем, не укрывались шкурами диких животных, сами походили на диких зверей, автор сравнивает их, не знали законов, что является наиболее, наверное, существенным в этом отрывке, это же вынесено и в подзаголовок: "Из истории человеческого общества"; говорится о законах как таковых или отсутствии их, что ближе к делу. Так, любовь мыслилась скорее как товарообмен (плата за желуди, ягоды, груши), или обоюдная страсть, что еще более-менее из всех трех предложенных категорий, или допустимое по тем меркам насилие.
Изображается и жестокость во время охоты, хотя как это может быть еще? Это же убийство - так или иначе.
Пишет Лукреций и о неумении врачевать.
В строках
"...не губила зато под знаменами тысяч народа
Битва лишь за день один"
жествокость одного времени несколько противопоставляется другой; здесь - взгляд на современность, войны.
То же и сейчас, множество людей гибнет, даже если не физически, то морально, а если не сиюминутно, то медленно увядает - если говорить о физически воздействующих или эмоционально подавляющих препаратах; причем это даже не жестокость, безрассудность, определенное военное положение в широком смысле, а уже, пожалуй, стиль эпохи. Это уже воспринимается как данность, то, чего не изменить, наверное, так и должно было быть.
Важное место отводит Лукреций определенным законам: например, институту семьи и супружеским законам.
Автор очерчивает путь человечества: от древности, еще не обладания и владения огня, до, наконец, получения этого умения, возникновения законов, становления госудраств и государственной защиты, разных видов власти и славы.
"Тот же, кто в жизни себе кормилом взял истинный разум,
Тот обладает всегда богатством умеренной жизни:
Дух безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым"
- показались мне в этих строках определенные ассоциации с Горацием: понятие "золотой середины", здесь - умеренности; опять же приоритет духа и разные виды, аспекты понимания богатства.
Даются определенные советы - скорее этического характера, как и положено в дидактике:
"Лучше поэтому жить повинуясь, в спокойствии полном,
Нежели власти желать верховной и царского сана".
Пишет автор об открытии металлов, овладении оружием и принесенным им гибельных последствиях - войнах и разрушении. Подобные описания можно встретить у Гесиода в поэме "Труды и дни", у Овидия в "Метаморфозах".
Страшно и сильно описывает Лукреций эпидемию, охватившую человечество. Лукреций отрицает и презирает "отчаянный страх перед смертью", что, в целом, увязывается с его вначале заявленной антирелигиозной прогрмаммой.
В прочитанном мной варианте представлены только отрывки произведения, далеко не все оно полностью.