Dec 03, 2009 01:11
"Послание к Пизонам".
Перевод М. Дмитриева.
Эта работа являтся очень существенной с точки зрения литературоведения, к ней апеллировали многие авторы - да и не только (как памятник литературы, слова, самоценное литературное произведение, культурологический объект для изучения и т. д.). Например, во многом обращался к этой работе Никола Буало ("Поэтическое искусство"), теоретик классицизма.
Гораций начинает с яркого, наглядного примера, который не может не вызвать смеха при живом воображении: автор соединяет в одном существе женскую голову, птичьи перья, шею коня и хвост рыбу - это необходимо для того, чтобы показать абсурдность нелепого и необдуманного сочетания.
Важен элемент сотворчества и обращенности в произведении: так, Гораций обращается к своим читателям ("Верьте, Пизоны!"), а использование риторических вопросов, несмотря на то что они риторические :), предполагает догадку читателя в произведении, конструирование возможного дальнейшего хода размышлений и образов.
1. Гораций считает не гармоничным, безобразным то, что создано "без согласия с целым составом!" - что и подтверждает пример, открывающий книгу, или пример, приведенный в начале, который описывает кипарис, изображенный совсем не к месту на фоне бури и застигнутого непогодой корабля с рваными парусами.
2. Следующий важный постулат:
"...все смеют поэт с живописцем - и все им возможно,
Что захотят", но, тем не менее, это должно быть все в меру (не случайно именно Горацию принадлежат слова о "золотой середине", я бы это назвала просто разумностью, действительно, по своей природе тигры не могут соседствовать с ягнятками и не кушенькать их) - об этом же писал в своей эстетической программе (предисловие к "Портрету Дориана Грея") и Оскар Уайльд, это породило множество споров среди критиков и литературоведов и до сих пор единого мнения нет по этому поводу.
Да и как можно быть в таком тонком деле, в деле, точнее такой тонкой организации, как литература, в чем-то уверенным?!.
3. Гораций утверждает, что "нужны во всем простота и единство" - наверное, можно сказать, что тенденция эта окончательно оформилась в принципе триединства, что нашло отражение в "Поэтическом искусстве" Буало.
Гораций пишет и о странностях плана выражения, так сказать, в поэтическом слоге: желая выразиться кратко, поэты пишут темно - это присуще многим людям с творческим началом. Иногда хочется углубить мысль, копнуть поглубже - а выходит путаница, в которой едва ли сам разберешься.
4. Автор предупреждает читателя, пизона:
"...не зная искусства,
Избежавши ошибки одной, подвергаешься большей - пример меня очень посмешил, вообще сегодня какое-то настроение смешливое) Дельфин такой в лесу продирается скозь чащи) xD
5. "Всякий писатель предмет выбирай, соответственный силе;
Долго рассматривай, пробуй, как ношу, поднимут ли плечи" - пишет о соразмерности, так, в моей интерпретации:
а) размах должен соответствовать силе удара
или
б) бокс ведется в равных весовых категориях.
Гораций воспевает "силу ипрелесть порядка".
6. Автор пишет и об аспекте словотворчества и поиске новых словосочетаний (в частности, последним занимался Пушкин, а первым буквально прославились многие футуристы):
"Если известное слово, искусным с другим сочетаньем,
Сделаешь новым - прекрасно! Но если и новым реченьем
Нужно, дотоль неизвестное нечто, назвать, - то придется
Слово такое найти, чтоб неслыхано было Цетегам".
Именно такие качества, как и ряд других родственных, позволяют литературе развиваться, не стоять на месте, искать новые и новые способы, слова, образы.
Гораций упоминает имена Энния и Катона, которые дали языку много новых имен (своего рода Эннием и Катоном являются М. В. Ломоносов (именно его гению принадежат часто теперь употребляемые слова чертеж, треугольник и многие другие, сейчас не вспомню, так же и Карамзин: он придумал слово промышленность - без которого сейчас не обходится ни одна сводка новостей).
Гораций говорит о тех словах, которые в современной науке, называются архаизмами и историзмами, и об их процессах:
"Как листы на ветвях изменяются вместе с годами,
Прежние ж все облетят, - так слова в языке. Те, состарясь,
Гибнут, а новые, вновь народясь, расцветут и окрепнут"
- образ с листьями метафоричен и красив, вызывает в памяти множество ассоциаций и образов.
У меня моментально всплыло воспоминание о "Поэтических воззрениях славян на природу" Афанасьева, возникли параллели с приводимыми им примерами.
7. Иногда Гораций не выдает свое мнение как априори, оставляет открытый финал в своих размышлениях, оставляет место и для исключений:
"Каждой вещи прилично природой ей данное место!
Но иногда и комедия голос свой возвышает".
Основной голос в этом произведении - голос меры.
8. С чувством Гораций (который и сам был поэтом, что накладывает на его теоретическое мастерство определенный отпечаток субъективизма) пишет о необходимости увлечения поэтом в описываемом.
"Если ты хочешь, чтоб плакал и я, то сам будь растроган...".
9. Гораций пишет о необходимом контексте и взаимосвязи начала и конца:
"Если вверяешь ты сцене что новое, если ты смеешь
Творческой силой лицо создавать, неизвестное прежде,
То старайся его до конца поддержать таковым же,
Как ты в начале его показал, с собою согласным".
"...старайся всех возрастов нравы представить прилично,
Сходно с натурою, как изменяются люди с годами" - к вопросу о правдоподобии в литературе или создании новой художественной реальности.
10. Наблюдаются определенные параллели с "Поэтикой" Аристотеля.
Гораций много пишет о трагедии, приводя примеры, подкрепляющие его рассуждения - действительно, его размышления ясныи логичны, и с ними сложно не согласиться.
Говорит о правильном устройстве драмы и прочем, проводит параллели между "его". современностью и "его" стариной, упоминает различия между сельскими жителями и горожанами - о есть охват описываемых им реалий достаточно велик, живописен и широкомасштабен.
Гораций обращается к некоторым персоналиям - например, об Эсхиле он говорит:
"...личин и одежды приличной
Изобретатель Эсхил, на подмостках театр свой взмостивши,
Слову высокому их научил и ходить на котурнах".
Кроме того, Гораций обрисовывает и определенные врееенные рамки.возникновения и развития трагедии.
Имеет место, на мой взгляд, несколько аффектированное и не вынужденное "отречение", возможно, это - в пылу чувств, возможно - для лучшего назидания, чобы, действительно, понимали то, что пишут:
"Сам писать я не буду,
Но открою другим, что творит и питает поэта,
Что прилично, что нет, в чем искусство и в чем заблужденье!
Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!".
К тезису о мере:
"...когда бог какой представляется тут же
Или герой, перед тем появившийся в пурпуре, в злате,
То неприлично, чтоб он говорил, как в харчевне, но также,
Чтобы он, уклоняясь земли, в облаках затерялся".
Некоторые слова напомнили мне "теорию трех штилей".
Гораций пишет о многих жанрах, не только о трагедии, но в частности, и о поэме и о комедии.
Существеннен такой вопрос:
"Что совершенству поэмы способствуют больше: природа
Или искусство?".
Подобный поставлен и у Аристотеля, и у Платона. И у позднейших философов.
Личное об "Искусстве поэзии":
Это произведение - своеобразное пособие для начинающих поэтов, манифестация или методика, так сказать, по тому, как ПРАВИЛЬНО писать стихотворения (на мой взгляд, "правильно"и "сихотворения" - понятия, не вполне подходящие для симбиоза). Гораций дает советы, достаточно дельные и осмысленные, не зря же они столь понравились теоретикам классицизма, но, тем не менее, слепо ему следовать - работа по шаблону, а не творчество. Опять же, можно обратиться к такому явлению в Серебряному веке: объединение "Цех поэтов", Гумилев, утверждавший, что можно научит слагать стихи.
Что нужно? - владение рифмами и изящно перекинуться словом-другим с обязательно хорошо подвешенным языком или все же искорка, талант?..
Я выхожу на более широкую тему, совршенно не желая унизить произведение Горация, сведя его к определенной догматике и суровому теоретизму.
Произведение мне понравилось - где-то "зацепило" юмором, где-то - ярким образом или словом; в целом, понравилась структурированность работы, хотя излишняя манифестация, я бы сказала, в какой-то момент наскучила, но это сугубо субъективно)
зы что ж так жарко?! сейчас подгорю xD а как они зимой топить начнут?
впервые в жизни болит голова...