Есть такой режиссёр, Кирилл Алёхин. Немало поднаторев в коротком метре, он взялся за сериал, состоящий из коротких серий.
«Естественный отбор» - собрание эпизодов из жизни сначала девушки Алисы, а теперь и парня Вовы, которые живут и ищут себе пару. Писать про Алису долго не буду, потому что про неё снят весь первый сезон, а вот про Вову рассказать как раз стоит. Потому что он стоит вашего внимания.
Вове 27, его только что выставила за порог девушка, которую он думает, что любит. Он работает... кем-то. В смысле, средний такой московский парень. Он весёлый, сообразительный, но ни в чём не гениальный. В общем, будет довольно легко сравнить себя с ним. И на протяжение 8 серий Вова будет искать себе новую девушку и периодически думать о том, как бы вернуть прежнюю (эта серия заслуживает отдельного внимания, ради её приглашённой звезды - ЁЖИКА).
Главный минус 2 сезона «Естественного отбора» - одновременно его плюс. При том, что в сериале есть чёткая сквозная связующая линия, каждая серия - это готовый скетч или анекдот. Собственно, и начинается знакомство с Вовой, когда он выступает с импровизированным стендапом в том клубе, в котором закончила свой сезон Алиса.
И раз не получается избавиться ни от цифры 2, ни от Алисы, сразу напишу своё главное «забавное наблюдение». В прошлом году выходил американский сериал «Личная жизнь», в котором Анна Кендрик, правда, проживая в Нью-Йорке, устраивала эту самую жизнь с разными парнями, в разном возрасте и с разным успехом. «Естественный отбор» первый сезон казался частичным ответом этим американцам, которые любят всё глянцевать. Наша Алиса в отличие от их Дарби не обладала идеально ровным тоном лица, безупречным с чьей-то точки зрения и не повторяющимся из серии в серию гардеробом, идеальной фигурой и перспективной карьерой. Она была нормальным таким ветеринаром. В смысле, и остаётся им, потому что Алиса обязательно появится во втором сезоне. Но пока что нужно вернуться к сравнению с «Личной жизнью». Так вот, в прошлом году было вот так. А в этом уже с гордостью хочется написать: «Выкуси, Голливуд (хотя сериал снимали не там)! Наш Кирилл раньше вас сообразил, что второй сезон должен показать мужскую точку зрения на ситуацию». И пока второй сезон «Личной жизни», где аналогичные с приключениями Дарби будет переживать какой-то парень, простой русский Вова уже во всю налаживает свои отношения с окружающим его женским миром и не только.
Теперь же о скетчевости. Выбор такого формата кажется совершенно верным хотя бы потому, что переживать все эти любовные истории дольше 10-15 минут сложновато. Ну представьте, сколько вы готовы слушать своего друга/подругу, когда он/она вам рассказывают об очередной девушке/парне? Вот послушали минут 10-15 и перешли к другой теме. Идеальный хронометраж серий позволяет и держать внимание, и захотеть смотреть дальше и... без зазрения совести включить сразу следующую, потому что, ну чё, ещё 10 минуточек же... По себе скажу: та ещё игла. Мне прислали 8 серий для обзора. Ну... вот я и смотрела их, пока не обнаружила, что они закончились. Потенциальным зрителям повезёт больше: весь сезон уже выложен на платформе Premiere, которая транслирует проект, похожий на всё тот же ТНТ-шный стендап. Собственно, у меня именно так и было: я посмотрела сначала первый сезон, про Алису, а потом включила «Женский стендап».
Как гласит слоган сериала, сюжет основан на реальных свиданиях. И сценаристы явно изучили предмет. В смысле, в «Отборе» нет откровенно устаревших шуток, как это сейчас бывает с КВН-ом, когда шутят про политику на сцене, а к моменту выхода программы на канале уже другие мемы в тренде, а про тот и думать забыли. События, конечно же, усреднены, но в целом эти события легко представить здесь и сейчас. А поскольку на экране весна-лето, то ещё и смотреть приятно. Кажется, что это же было вот, вчера.
Ещё один важный плюс для меня лично - отсутствие открыточных локаций. Мы понимаем, что это Москва, но герои не будут бегать в рапиде по удивительно пустой Красной Площади и пить шампанское в... что у нас тут сейчас самое модное? Вот там и не будут. Их квартиры похожи на мою или квартиру моей подруги: ИКЕЯ + что мама прислала. Их будни чуть мифологизированы, потому что всё же это сериал о личной жизни, а не о работе. Поэтому она у них есть, но не так, чтобы погружать зрителей в подробности. Ну и сами они, конечно, всегда на шаг остроумнее, чем мы в аналогичных ситуациях. Потому что всё же это кино. И потому что, как мне видится сверхзадача этого проекта, кто-то может посмотреть и уже для себя запомнить, как действовать в той или иной ситуации.
Ефим Петрунин в главной роли во втором сезоне очень даже тянет на среднестатистического парня. С которым вроде всё в порядке, но всё равно не ладится. И он совершает правильные поступки, но, что важнее, немало и ошибается, причём систематически. Так что анализ ошибок поведения в паре - это про этот фильм. Но главное, что в нём, в герое, нет, с одной стороны, нарочитой маскулинности, которая могла бы оттолкнуть от просмотра женскую аудиторию, мол, опять нам будут показывать и говорить, какие мы дуры и вообще с другой планеты, с другой от чрезмерной толерантности он тоже не страдает. Это важно в том числе потому, что если уж показывать правдивое существование таких парней, то точно не делать вид, что они такие просвещённые и просветлённые одновременно. Если писать ещё проще: показывать честно, что даже в Москве живут люди, которые откровенно равнодушны к актуальной социо-культурной повестке. Во втором сезоне есть довольно неприятная, но вместе с тем показательная серия «Учительница первая моя», в которой герой честно пытается быть в тренде и так же честно проваливает задание (простите за спойлер). Благодаря этому балансу, Вове действительно легко посочувствовать. Но есть всё же одно «но»...
...и это «но» зовут Алексей Макаров. В роли как раз мачо и одновременно отца главного героя, актёр беззастенчиво крадёт у Петрунина каждый кадр, в котором они появляются вместе. А когда он в кадре один, то он в принципе заполняет его весь своей харизмой. Персонаж, который, скорее всего, задумывался как гротесковый, оказался настолько ярким и тоже живым, знакомым и понятным (да ещё и привлекательным), что моментально завладевает зрительским вниманием, и теперь уже хочется попросить снять третий сезон про него. Расширить, так сказать возраст ЦА.
Недостатки у сериала есть. В своих киноцитатах режиссёр иногда переходит границы, в смысле они бывают слишком нарочитыми. И это я не про серию, которая снята как «Ла-Ла-Ленд», она как раз получилась отличной (хоть и стала испытанием для тех, кто не слишком-то любит мюзиклы), а именно про вкрапления кино в якобы реальную жизнь персонажей. Конечно, можно сказать, что мы в реальной жизни как раз и пытаемся порой обставить её так, как видели в любимом фильме, только в сериале выглядит это то ли сделанным наспех, то ли топорно. И актёрская игра неглавных героев как раз на фоне естественного существования главных, оставляет желать лучшего. Вместо того, чтобы играть жизнь, они играют, как они играют жизнь. Ну или, может, они правда все живут совсем по-другому и не ведают, как там оно в «Пятёрочке»...
Лёгкий, смешной, задумчивый и в паре мест грустный, «Естественный отбор», по итогу заслуживает того самого просто зрительского внимания, которому не понятны восторги ни от «Тьмы», ни от «Игры в кальмара». Это нарочито неинтеллектуальный сериал, который как раз больше «за жизнь», но опять же без трещин на доме, которые приводят к трагедиям городского и государственного масштаба. И вот выдержать этот баланс - это как раз мастерство.
Click to view