Дэн Браун "Происхождение". Зачем автору приключенческих романов писать свою версию Чёрного зеркала?

Jan 07, 2018 02:12

Четыре года назад я сидела в горнолыжной деревушке в 200 км от Барселоны, по которой только что отходила 4 дня, и читала первую для себя книгу Дэна Брауна. Это было «Инферно». Разбуженный туристический образ мышления довольно живо рисовал в голове картинки - фрагменты городов и достопримечательностей, которых я никогда не видела. И, разумеется, манил уже сейчас составить план следующего отпуска.

Я понимала, что за литература передо мной. Не великая, но увлекательная. Возвращающая веру в жанр приключенческих романов, как «Пираты Карибского моря» вернули популярность фанатзийным и романтизированным приключениям на воде. Заставляющая хоть чуть-чуть, но думать. Или хотя бы гуглить те места и произведения искусства, о которых пишет Браун. Просветительская функция налицо. Я ещё тогда подумала: идеальные книги для отдыха.

И вот передо мной «Происхождение». Которое я осознанно растягивала на три вечера, чтобы уж совсем не сложилось впечатления, что я пронеслась по поверхности страниц. Но это давалось непросто. Растягивать. И тут бы написать, какой лёгкий слог у писателя, но только лёгкость эта не положительная.




В попытке идти в ногу со временем, позволю себе это штамп, Браун вместе со знатоком символики профессором Лэнгдоном шагает в 21 век. «Происхождение» - это не тайны прошлого, это реальность настоящего. Эта книга, вовлекающая в мир современного искусства и научно-технического прогресса, сама не может существовать без них. Браун наконец-то признал, что его истории нужно читать со смартфоном в руках, регулярно спрашивая у Гугла, как выглядит то или иное место, где прячется очередная мистифицированная подсказка или часть ребуса. Обратился к высоким технологиям, как сюжетообразующей теме. И создал своё самое малогугольное произведение. Минимум перемещений между городами и столько же загадочных достопримечательностей, картин, композиций.

С одной стороны, конечно, это логическое развитие и автора, и персонажа. Завязка происходит в центре современного искусства, Музее Гуггенхайма в Бильбао, которое ценитель искусства классического честно не понимает, хоть и пытается проявить любопытство. В этом огромная честность и со стороны самого Брауна, да и реверанс читателям: кто из нас хоть раз не стоял в недоумении над какой-нибудь концептуальной кучкой? С другой стороны, писатель словно расписывается в кризисе детективно-исторических идей: современное искусство ещё не успело обрасти слоями кодов, в которые можно было бы включить очередную теорию заговора какого-нибудь тайного старинного сообщества. И всё это копание в концептуальных высказываниях очень сильно упрощает роман, от которого все ждали привычной сложности головоломки.

Когда действие перетекает в Барселону, зарождается надежда, что вот сейчас-то Браун как вдарит по современному искусству шифровками Гауди. Перед глазами мелькали маршруты, которые я проживала, сначала глядя на карту, а потом собственными ногами. А название каждой достопримечательности рождало в памяти фотографию, сделанную ещё на Canon. Но довольно быстро приходит понимание: достаточно один раз обойти с аудиоэкскурсиями все дома авторства Гауди в Барселоне и сгонять в Реус для закрепления материала, чтобы чувствовать себя едва ли ни более осведомлённым, чем автор, который в предыдущих книгах пускал читателей за тайные перегородки мировых музеев, дворцов и церквей - истинных хранилищ самых необычайных секретов. Лично меня всегда манили крипты…

Увлечённость современными технологиями вытеснила из его истории главное, за что его ценили: все эти конспирологические теории и шифры в классических произведениях искусства. И хотя лично я не против прочитать в художественной форме о значимых событиях прошлого века, я чувствовала себя обманутой. А главное, кажется, что и самому писателю не очень уютно на этой реконструированной площади. Он периодически пытается копнуть глубже выбранной эпохи, и именно эти эпизоды в итоге кажутся самыми неуместными. Хотя, конечно, без той истории не было бы современности.

Зато в этой книге есть несколько совершенно очевидных посылов, что Браун думает о стремительной диджитализации окружающего мира, всепоглощающей толерантности, переходящую границы разумного, либерализации классических институтов и, как обычно, религии. Он даёт конкретные советы: не забывать о прошлом при стремительно надвигающемся будущем. Как вести себя с техникой. И, конечно, благословение на любовь во всех её проявлениях. Но не этого хочется от Брауна, который в прошлой книге заразил человечество смертельным вирусом. О чём, кстати, ни слова.

Кажется, писатель, не желая потерять публику (или это идея его издателя?), попытался написать свой сценарий для рождественской серии «Чёрного зеркала». Хотя от него ждали продолжения «Индианы Джонса».

…и лишь безошибочно узнаваемое лицо Тома Хэнкса во время прочтения стоит перед глазами, как столп киноискусства. Образ профессора Лэнгдона, в отличие от религиозных догматов, не поддаётся никаким трактовкам. Он един.

P.S. Кстати, вычислить виновника всех бед тоже получилось довольно быстро. А я далеко не профессор Лэнгдон.

my books, my impressions, my memories, my review

Previous post Next post
Up