Премьера спектакля "Идиот" в театре "Приют комедианта"

Dec 04, 2022 23:42




Случайно наткнулась в новостях, что 1 октября театр "Приют Комедианта" и режиссер Петр Шерешевский представляют на суд зрителя премьеру спектакля "Идиот". С творчеством Шерешевского я хорошо знакома благодаря Камерному театру Малыщицкого - пожалуй, ни один его спектакль не оставил равнодушной. Что-то нравилось больше, что-то меньше, но в любом случае, как минимум, было интересно. К тому же одну из главных ролей в новом спектакле играет Александр Худяков, которого я смело могу назвать своим любимым театральным актером - таких профессионалов сейчас мало, можно даже сказать, это штучный товар ;)
     Немного смущала тема. Я не люблю Достоевского. И нет, мне не стыдно в этом признаваться :))
     Потому что моя нелюбовь диктуется не чем-то мелочным, а расхождением мировоззренческой позиции. Для меня, например, Раскольников доказал не несостоятельность своей философии, а лишь, что он тварь дрожащая. Хотя, возможно, стоит перечитать сейчас - за двадцать лет многое могло и в моей позиции поменяться.
     Но не будем отвлекаться. Больше в шутку я предложила маме сходить на спектакль (у неё несколько другое отношение к Достоевскому), а она вдруг взяла и согласилась. Раз так, значит, надо идти, поэтому в конце октября мы и пошли.
     Стоит учитывать, что спектакль не позиционирует себя как постановка Достоевского - это спектакль по мотивам, сон в трех действиях. Но, удивительно дело, несмотря на то, что действие романа перенесено в наше время, а действующих персонажей порядком "порезали", суть передана отлично. Вопрос остался только, передан ли при этом дух Достоевского. Для себя я ответа так и не нашла - пожалуй, третье действие Достоевский-Достоевский, а вот первые два... Не знаю. Ещё в в духе писателя сцены в черном кубе - пустота, на фоне которой препарируются чувства и эмоции.
     Мне понравилось, как действие вписалось в современные реалии - события, деятельность героев, их взаимоотношения. Современные стихи, статьи в запрещенное интернет-издание, цитаты из Достоевского и шутки про популярную одноименную доставку. Эдакая тонкая ирония. Но я почитал отзывы - не все восприняли положительно эту иронию.
     Действие начинает разворачиваться 22 февраля 2022 года, это такой дополнительный жирный намек, что на счастливый финал можно не рассчитывать. Никто и не рассчитывает, но ведь временами кажется, что эта история могла бы закончится хорошо.
     Кстати, не знаю, для кого как, но для меня все же главное зло здесь Настасья Филипповна, вот как бы мне ни хотелось её пожалеть, а не получается - по сути, она своими загонами сломала жизнь огромному количеству человек. Да, были на то причины, но оправдывают ли они? Искалеченные люди калечат других людей, все в мире взаимосвязано, но кто-то мог бы и остановить этот круговорот...
     Сценография отличная. Декораций немного, но они отлично рисуют пространство и время. Актерам браво! Я буду ничего больше расписывать - они действительно хороши и на своих местах.
     У спектакля рейтинг 18+. Оно и правильно - вряд ли в более раннем возрасте стоит погружаться в этот мир. К тому же в этом спектакле есть сцена, которой там, на мой взгляд, не место, а именно сцена секса. Я не ханжа, но считаю, что такие сцены должны быть оправданы сюжетом. В данном случае понятно, что хотел показать автор, но просто в постели эта сцена имела бы ровно тот же смысл. Вот не вижу я, что этим усилилось или наоборот ослабилось. Хотя к чести постановщиков скажу, что сцена сделана красиво и невинно. Только зачем?
     Когда в первом спектакле Шерешевского я увидела некоторые художественные приемы, пришла в восторг, но после энного спектакле сложно не заметить, что эти приемы кочуют от спектакля в спектакль. Не то, чтобы это плохо, может, наоборот хорошо - у режиссёра есть свой собственный стиль, но насколько оправдано постоянное использование экрана, например? Хотя благодаря этому можно наблюдать за изменением мимими актёров, что не всегда возможно даже с первого ряда (что уж говорить о галерке). И конкретно в этом спектакле эти эмоции важны, благодаря им ты погружаешься во весь ужас и трагизм произошедшего.

Режиссер - Петр Шерешевский
     Художник - Анвар Гумаров
     Художник по свету - Стас Свистунович
     Видео - Максим Баскаков

Действубщие лица и исполнители:
     Лев Мышкин - Илья Дель
     Парфен Рогожин - Антон Падерин
     Ганя - Александр Худяков
     Иван Федорович Епанчин - Геннадий Алимпиев
     Елизавета Прокофьевна Епанчина - заслуженная артистка России Татьяна Самарина
     Настасья - Татьяна Ишматова
     Аглая - Анна Саклакова



В буфете, который порадовал антуражем, ассортиментом и ценами :)



P.S. Билетами на январь в "Приют Комедианта" уже запаслась ;)

Театральные заметки

Previous post Next post
Up