Как стало известно в понедельник, французский оператор спутниковой связи Eutelsat прекратил трансляцию через свой спутник Hot Bird всех 19 радио- и телеканалов Иранской государственной телерадиовещательной корпорации. Все это объясняется санкциями Евросоюза, которые имеют целью ограничение возможностей Ирана по развитию ядерной программы. Однако при чем здесь ограничение распространения информации, которая, согласно декларируемым европейцами принципам и общечеловеческим ценностям, не должна иметь никаких барьеров на своем пути, не очень понятно. И толком никто из представителей Евросоюза это не объяснил. И какая связь между свободой слова и ядерной программой Ирана остается непонятным.
Для нас это, конечно, очень важный урок. Не понравится европейцам что-то в нашей политике и нас тоже ограничат без всяких стеснений и объяснений. Тем более, что многие наши телевизионные провайдеры используют западные телекоммуникационные мощности. Те же НТВ+ и Триколор ТВ передают свой сигнал через спутник Eutelsat W4. И отключить эти каналы для Европы проще простого. Один щелчок тумблером и наши телеэкраны погаснут.
Но коммерческое телевидение это еще полбеды. Гораздо хуже, что связь государственного значения, в том числе военная, все больше и больше начинает зависеть от Запада. Разве что самый узкий сегмент закрытой спецсвязи целиком базируется на полностью отечественном оборудовании. Да и то еще надо посмотреть и проверить. Поскольку в магистальных сетях все больше и больше применяются системы западного производства, той же Cisco Systems. А это же невозможно (или возможно, но чрезвычайно затратно), игнорируя существование общегосударственных магистральных сетей связи, протянуть параллельно еще один кабель спецсвязи от Москвы до Владивостока. Все равно спецсвязь хоть где-то идет по магистральным сетям. А там западное оборудование. Вот что говорит специалист в области связи
И.А.Лукин: "...весь этот огромный рынок отдан на откуп зарубежным производителям. В отличие от всех ведущих стран мира, в России доля оборудования отечественных производителей составляет единицы процентов, и то только на местных и специальных сетях связи. Все магистральные и внутризоновые линии связи, т.е. весь телекоммуникационный скелет страны, принадлежит ограниченному числу компаниям. По сути, эти компании контролируют всю транспортную сеть. И магистральные сети этих компаний полностью укомплектованы оборудованием зарубежных производителей. Вдумайтесь - все оборудование на магистральных сетях РФ - зарубежное".
А что это значит? Что не исключены закаладки в микросхемах, в программном обеспечении. Да, все оборудование и все программы проходят проверку, получают сертификат
ФСТЭК. Но мы то знаем, что наличие сертификата совсем не означает, что недекларированных возможностей оборудование и ПО не имеют. Сертификация часто проводится формально, без глубоких исследований и анализа. Иногда это просто узаконенная взятка. Так что мы не застрахованы от того, что в час Х оборудование магистральных каналов связи откажется работать или будет работать не так, как надо. Ну, примерно как это было со знаменитым вирусом
Stuxnet. Этот супермегавирус был приспособлен для работы в промышленных АСУ ТП и физически разрушал иранские центрифуги. Для своей неуязвимости он использовал подлинные цифровые сертификаты известных компаний. Есть серьезные основания полагать, что создан этот вирус был в израильских спецслужбах.
Теперь становится понятно зачем нам нужен ГЛОНАСС. А ведь многие скептики сомневались, нужен ли вообще этот посконный дублер прекрасно работающей американской системы GPS. Именно потому и нужен, чтобы в экстренной ситуации не оказаться на пересеченной местности без каких-либо ориентиров.