В блоге выходила исповедь строителя космодрома Восточный, поэма рабочего Центра Хруничева, письма менеджеров госбанков и другие материалы, написанные эксклюзивно для нас.
Ниже тоже фантастическая поэма - ОДНОГО ИЗ ПОСЛЕДНИХ машиностроительных заводов России - Кубаньжелдормаш. Написано не специально для нас и печатается с небольшими моими сокращениями, форматированием и комментами.
2017 год был уникальным для завода «Кубаньжелдормаш». Впервые за последние 20-25 лет завод отработал весь год, ни разу не переходя на сокращенную рабочую неделю. Хотел бы отметить, что такая ситуация связана вовсе не с тем, что мы увидели или почувствовали какой-то рост экономики, просто мы всё больше и больше расширяем номенклатуру выпускаемой продукции...
Когда-то я был в Японии на станкостроительной корпорации, которая лучше других видит подъем экономики по всему миру. Они производят те самые современные станки, которые создают фундамент любого развитого государства. Цифры, которые мы услышали, уничтожили за 2 минуты всё, что говорит у нас центральное телевидение 20 лет. Вдумайтесь, Китай закупил у них 4500 станков, Бразилия 1400 станков, Индия 1200, Беларусь 34 станка, а Россия 17 станков (точные цифры не помню, но порядок примерно такой). За год. При этом планы на следующий год уже были свёрстаны примерно такие же, а Россия на следующий год подтвердила только 4 станка.
Наш Минпромторг наверняка успокаивает всех тем, что мы просто покупаем эти станки не в Японии, а в Германии. Не буду спорить, у меня нет статистики, но жизнь показывает, что мы с ними в разных измерениях живём. И если 10 лет назад я мог позволить себе купить японские станки, то сегодня у меня нет возможности приобрести даже тайваньские или китайские. Покупаю только советские станки, которым 30-40 лет, про новые российские станки я даже говорить не буду, моё личное мнение, станкостроение у нас уничтожено, его нет и в ближайшем времени не будет. А учитывая то, кого власть решила сделать "станкостроителями" и выдала им деньги, могу лишь в очередной раз констатировать, что власти профессионалы не нужны, она делает ставку исключительно на родственников и друзей.
* * * *
Весь 2017 год много речи было со всех сторон про импортозамещение. Скажу про всё это изнутри, его не было, нет и не будет. Вообще постановка такого вопроса на государственном уровне говорит о крайне низкой квалификации работников двух министерств. Можно спорить, можно доказывать обратное, я говорю об этом как человек, который каждый день подписывает десятки счетов, от материалов до комплектации.
Сварочная проволока из Китая, слесарный инструмент из Китая, частично из Беларуси или Новосибирска, режущий инструмент весь импортный, либо «Сделано в России», но на инструментальных заводах, которые по сути локализуют импорт. Есть и российские инструментальные заводы, молодцы, держатся, удачи им, когда есть возможность купить у своих, всегда закупаемся дома. В декабре разослали чертеж достаточно простых фрез на 11 российских предприятий, подтвердили возможность изготовления только в Воткинске. Мне кажется, что большинство российских «промышленных чиновников» вообще не знают, что такое инструментальная промышленность. Для них это ножовки и гаечные ключи, или того хуже дыроколы и ножницы.
Все двигатели, которыми мы комплектуем нашу малую механизацию, сделаны в Китае. Российских двигателей малой мощности просто не существует, до последнего держался Уфимский завод с дизельными ДВС, но и он сдался. Работая в машиностроении, я прекрасно понимаю условия для заводов, поэтому даже мысли не возникает критиковать уфимцев.
Про подшипники мог бы много всего рассказать, но не буду. Раньше проблем не было, теперь покупаем якобы с тех же заводов, через неделю разваливаются. Постепенно переходим исключительно на импортные, не можем себе позволить постоянно останавливать оборудование на бесконечные смены подшипников.
Президенту стоило бы хоть раз собрать руководителей предприятий на целый день, только не госкорпораций и околоправительственных освоителей бюджетов, и узнать про реальное положение дел. Директор мурманского рыбхоза разве кому-то глаза открыл? Только слепцам.
На протяжении последнего года работаем над созданием самоходного экскаватора-погрузчика. Чтобы вы понимали размах катастрофы, я просто скажу как есть. Будем ставить двигатель Deutz (Германия) и ЯМЗ, но наш двигатель будем совместно дефорсировать. Нужной мощности двигатели в России вообще никто не производит, только Минск. Мосты и трансмиссия - импорт, электроника вся импортная, колёса и резина импортные! Трагедия тут заключена гораздо глубже, там, где мы можем что-то купить в России, будет значительно дороже, а значит конечный товар будет неконкурентным по цене на рынке. Наших поставщиков я тоже прекрасно понимаю, они не могут дать такие же цены как компании из Турции, Тайваня, Китая. Тут уже вопрос не в конкурентности предприятий, а в конкурентности государственных экономик. Нашу экономику конкурентной называть могут только работники ЦБ и Минэкономразвития.
* * * *
Надо понимать место России в современном мире, чтобы трезво оценивать ту яму, в которой мы сегодня находимся. Но вместо того, чтобы признаться себе в истинном положении вещей, засучить рукава и приступить к тяжелой работе, которую не видно будет и через 10 лет, мы сами себя успокаиваем тем, что другие развитые страны сами всё покупают в третьих странах.
Хотел бы упомянуть о колоссальном техническом перевооружении. За прошедший год на завод было закуплено более сорока станков «Сделано в СССР». Среди закупленного оборудования самому новому 24 года, но это не отменяет мощного укрепления производственной базы. Для завода важно, чтобы каждая единица оборудования дублировалась. Но при этом немаловажно и то, что мы приобрели много металлообрабатывающих станков, которые позволяют делать то, что раньше мы делать не могли. Конечно всё это повлекло и повлечёт за собой установку, подключение и оснащение каждой станочной единицы, потом обучение людей, технологов, механиков, электронщиков.
...Это позволит уйти от кооперации, которая по-хорошему должна нам помогать, но в современных российских условиях она нас либо без штанов оставляет, либо делает критически зависимыми. Любой, кто рассказывает про выгодность кооперации в России, либо никогда не занимался производством, либо работает на госпредприятии, где любая кооперация это клубок личных интересов. Прошу не путать реальную кооперацию между предприятиями в области литья, подшипников, РТИ, специальных узлов и агрегатов, пластиков и так далее с тем, когда заводы полностью сворачивают своё производство только потому, что менеджер посчитал экономику из столицы и решил, что заказывать где-то на стороне выгоднее. В эту тему можно очень глубоко погрузиться со всеми за и против, но если вы хотите быть конкурентоспособным на рынке в области машиностроения, то так называемый «аутсорсинг» это первые 14 шагов из 15 к погибели предприятия.
Важным событием в жизни предприятия стало участие в узкоспециализированной выставке iaF 2017 в немецком Мюнстере. Выставка проходит раз в четыре года и если в прошлый раз мы просто арендовали стенд, то в этот раз уже привезли свою технику и не смотрелись бедными родственниками. Для ОАО «РЖД» должен быть немаловажным тот факт, что у них есть свой российский завод, который ни в чем не уступает немцам и французам на рынке путевого инструмента. Мы увидели много новинок, уже согласовали с нашими железнодорожниками необходимость такого у нас на путях, приступили к проектированию. Важно, что наши инженеры-конструкторы увидели технику из Италии, Германии, США, Франции, пощупали, поработали на ней.
* * * *
Также одним из важных и возможно даже исторических событий стал разворот нашего предприятия в сторону сельскохозяйственного машиностроения. После долгих раздумий и изучения рынка и конкурентов, мы всё-таки решили начать производство техники для обработки почвы. С кондачка в такие темы невозможно войти, поэтому для первых образцов техники привлеки уже известных инженеров и их многолетние наработки. Практически сразу же поехали на выставку Agritechnica 2017 в немецком Ганновере, где своими глазами увидели всех тех, с кем будем конкурировать на этом рынке. Там же захватили посещение двух станкостроительных заводов, наши специалисты всё увидели своими глазами и это важно, чтобы не было ложного представления, что в Европе боги горшки обжигают. О своих впечатлениях я поделился в коротком видео, которое можно было увидеть в ленте:
Click to view
Наша историческая работа с железной дорогой всегда проходит по принципу - то густо, то пусто. И оплата через месяц после отгрузки, а по факту ещё больше. На этом фоне неудивительно, что мы бросаем силы на освоение новых рынков. Вообще работа с одним крупным поставщиком накладывает очень большой отпечаток. Когда у них нет заказов, мы начинаем принимать посторонние заказы, пытаться развивать кооперацию, предлагаем литьё и другие операции по металлообработке, потом падает заказ от железнодорожников и всё, все маленькие заказы отходят на задний план. И перед людьми неудобно, им надо новые заказы размещать, а мы начинаем сроки удлинять и ОАО «РЖД» подводить нельзя, себе дороже выйдет. Так и мечемся между двух огней всю жизнь. Надеюсь, что сельскохозяйственная техника займёт достойное место в загрузке и жизни нашего завода, настроены мы очень решительно, тем более у нас уже есть всё технологические решения практически по всей линейке сельхозтехники.
* * * *
Хотелось бы остановиться на медлительности, в которой можно меня обвинить в 2017 году, да и вообще в любое время. За прошедшие 30 лет выросло целое поколение управленцев, которые вообще не знают, что такое производство. Реально ситуацию на заводах понимают либо те, кто на них работают, либо те, кто на них работали очень давно. Эти люди знают всю сложность заводского организма. Меня даже знакомые спрашивают: «Ну где твой трактор?». Как объяснить людям, что принять на работу за год одного грамотного технолога это уже событие? Многие думают, что были бы хорошие зарплаты, тут же нашлись бы специалисты. Если я начну писать про кадровую ситуацию в промышленности, меня тут же запишут в иноагенты. Тем не менее, мы движемся. Очень медленно, но иначе не получится. У меня нет возможности для резких рывков, для этого нужны деньги, а их нет. У кого они есть, вы сами знаете. А идти напролом ради первых образцов трактора и при этом наносить ущерб финансовой стабильности предприятия, я точно не буду. Ведь сделать первые образцы машины это только самая малость. Немногие представляют, сколько всего нужно, чтобы начать их продажу. А теперь умножьте это на миллион и станет понятно, сколько всего необходимо для серийного выпуска.
За два года мы провели капитальный ремонт двух энергоблоков нашей электростанции, это очень сильно ударило по расчетному счету. Надо отдать должное Сбербанку, при всей моей нелюбви к российской банковской системе, они оперативно открыли нам кредитную линию и выручили. Про % по кредитам промолчу, чтобы не обвиняли в том, что я только и умею делать, что жаловаться. В Германии на выставке увидели отличные программы для сельхозпроизводителей, которые покупают немецкую технику. 5 лет, 0% годовых! Кстати, заметьте как это разнится с нашими программами, где главное деньги из бюджета урвать. Там создают условия для спроса и работы, у нас для воровства и написания красивых отчетов об освоении. И наверняка сейчас будут поднимать шум больше и сильнее, чтобы выделили еще 20,50,100 млрд рублей для помощи сельскохозяйственному машиностроению, потому что «работать» все научились только за чужие деньги, за свои мозгов не хватает.
* * * *
Вообще 2017 год прошел стремительно. Мы установили новую подстанцию и качественно запитали вторую половину завода, что позволит в будущем спокойно построить в этой части завода новый участок гальваники и запустить дополнительное оборудование на участке цветного литья. После капремонта двух двигателей энергоблока у нас появилась уверенность на ближайшие 15 лет, что наши любимые энергетики не остановят завод своими тарифами, либо условиями работы.[ Очень интересно, они делают все свое, даже электричество тоже вырабатывает сами для завода]
Сделали большую реконструкцию в литейном цехе и теперь можем в 2018 году сосредоточиться на запуске стержневой машины и системы регенерации песка. Также в литейке отремонтировали почти 300 кв.м. кровли, а над термообрубным отделением даже сделали новый фонарь. Окончательно запустили машину для литья алюминия под низким давлением, в 2018 году планируем заказать на стороне до 5 новых кокилей, что качественно отразится на механообработке и внешнем виде нашей техники. Параллельно занимаемся тем, чтобы самим конструировать и производить кокили.
* * * *
От многого в 2017 году пришлось отказаться. Воистину человек предполагает, а Бог располагает. Есть целые участки и оборудование, которое покупается новым, его невозможно купить б/у. Планировал в прошлом году построить новый участок гальваники, но даже самое лучшее предложение по цене - 18 млн рублей. И это без очистных сооружений, отложил до лучших времен. Планировал новый криогенный участок, оплатили и сделали проект, до последнего надеялся, что заработаем хотя бы на это, но в итоге тоже отказались. Параллельно надо было менять 1,5 км силового кабеля, тоже отложили до весны. Не успеваешь решить одну проблему, уже следующие две за шею держат. И всё это на фоне отсутствия стабильности по заказам, отсутствия ритмичности основного производства, проблем с кадрами, вечной нехваткой денег и бесконечными проверками.
Менять все коммуникации на заводе тоже отказались, нам насчитали чуть ли не 25 млн рублей, поэтому решили, что будем делать несколько лет и участками, всё разом для нас непозволительная роскошь.
Очень важно, что весь 2017 год прошел без летальных исходов и тяжелых травм. Это очень большое достижение, учитывая изношенность сооружений и оборудования, а также русское «авось».
Как и планировал в конце 2016 году, в 2017 году начала ещё не совсем полноценную, но работу новая Центральная заводская лаборатория. Заменили самые аварийные два крана, которые могли рухнуть в любой момент. На шихтовом дворе вообще одна балка мостового крана была вся в сварочных швах, каждый день боялся, что рухнет. А на металлоскладе поставили новый козловой кран - красавец, теперь издалека видно, что завод живёт и дышит полной грудью. Кто не знает, это главный кран завода, который принимает все материалы и отгружает готовую продукцию.
Оригинальный пост в ФБ Работаете в России? На большом предприятии, маленьком, или в своём собственном? Есть интересные рассказы? Присылайте! Все детали, по которым вас можно узнать, изменим и напечатаем - десятки тысяч людей прочтут, и останется навсегда. Создадим вместе Летопись Трудовой России 21 века.
меня в ленту Оглавление и помощь -
здесь