Click to view
Два мира - два Шапиро. Думаю об этом, читая переводы их статей в российской прессе. Почти всё переврано в самых важных, узловых деталях. Но непонимание начинается даже до того, как сказаны первые слова. Например, широкая американская улыбка.
В России улыбка - момент слабости, знак того, как вы собираетесь строить отношения с человеком, которому улыбаетесь с позиции слабости. Вы улыбаетесь, значит разоружаетесь, ложитесь на спинку и подставляете животик для клыков. Сильные в России не лыбятся, лыбятся слабые - женщины, дети и старики. В России улыбка - падение на спину, часто явная или неявная просьба о помощи.
В Америке улыбка - момент силы, знак того, как идут дела у вас, это золотой значок на лацкане, свежая гвоздика в петлице, крахмальный платочек в кармане смокингa.
Вы улыбаетесь - значит всё отлично, жизнь цветёт, вы контролируете судьбу, смеётесь над неприятностями, если они есть, а они могут быть, как без них. И, как сильный человек, готовы помочь другим. В Америке улыбка - ветер свободы и независимости, часто неявное ПРЕДЛОЖЕНИЕ помощи. Улыбка - знак "я хороший человек, и ты, я думаю, тоже хороший" (определение предложено
anna_bpguide ).
Американская улыбка абсолютно искренняя для самоо американца, потому что она показывает ровно то, что они хотят показать - «я хочу показать, что всё прекрасно». Но она падаёт неправильный сигнал русским, и они негодуют на неё, как на фальшь. В России ожидается, что улыбается тот, кто заискивает перед тобой. Что это - все амеры улыбаются, но совсем непохоже, чтобы заискивали или чтобы прониклись любовью внезапной ко мне. Ну разве это не фальшь?
Кстати, улыбающийся американец часто отлично относится к тому, кому он улыбается. Он сильный и свободный человек. Он вообще ко всем доброжелательно относится. Везде в мире он у себя дома. Но не по улыбке об этом надо судить, а по другим сигналам. Ведь врагу американец улыбается не менее широко, и те, кто смотрел голливудские фильмы, безусловно легко это вспомнят.
А часто ли американцы улыбаются? Да, очень часто, почти всегда. Не потому, что они тупые, и не потому, что все богаты, как Дерипаска. Во-первых, чувство собственного достоинства, гордости, и независимости у них ценность номер один. А не улыбаться - значит просить помощи, показать, что ты совсем уже на пределе. Во-вторых, действительно очень многие очень часто себя прекрасно чувствуют. Свободные люди в стране, которая существует для них и в которой они защищены со всех сторон.
На твоё маленькое кафе никогда не наедет мафиозная прокуратура; тебе не надо клянчить деньги на интернете, если ребёнок тяжко заболеет; страховка вернёт все потери с лихвой, если дом вдруг обчистят от вещей грабители. Даже ограбление дома - положительное событие - ну наконец-то сменю всю надоевшую электронику.
Улыбка - ткань жизни, признак класса, показатель социального статуса. В Америке твой класс определяют по силе духа (а это как раз улыбка) и интеллигентности, сложности твоей речи, а не потому, насколько дорогой на тебе прикид, и насколько презрительна зверская мина на лице.
Президент Путин, видимо, не понимает, например, а Лавров стесняется подсказать, что обиженно недовольное выражение лица, как у нашего Гаранта, в Америке может быть только на лицах у white trash - «белого мусора» - есть там такой социальный слой. В нашем командно административном обществе лицо «сейчас укушу» необходимо. Подчиненные должны дрожать, а врезать им удобнее с недовольным выражением лица. А для американцев выражение лица Путина, или смешно, или предпологает болезнь - запор что ли вторую неделю?
А вот к случайным людям на улице они относятся в 100 раз добрее, чем в России. И это не из-за того, что мы хуже. Нет. Жизнь наша хуже. Слишком замотанная, слишком много цинизма, слишком много зверства, которое нагнетается с верхушки пирамиды, в том числе человеком, у которого 15 лет не проходит запор.
На видео все американцы дают телефон, чтобы позвонить, покупают сладкое человеку с приступом диабета, и ни один не может вспомнить ничего дурного про Россию. Признаюсь, на этой точке видео я была немного поражена доброте и великодушию опрашиваемых. А с русскими почти ровно наоборот. Только один дал телефон (и предупредил, что очень быстро бегает)), один купил конфет диабетику, и каждый(ая) вспоминал, что слышал дурное про США совсем недавно.
Вот я даже сама - разная в двух странах. В Штатах, скорее всего, дала бы незнакомому человеку телефон, купила бы конфет, даже, если он без русского акцента. А вот дома, в России, наверное, побоялась бы. Помогать людям на улице непривычно.
Американцы разделяют русский народ и Гаранта, страдающего ненавистью и запорами. Интервьерам говорили - вы, русские, awesome (классные).
Девушка обнять русского интервьюера предложила. На объятья он согласился.