Встретила интересную цитату из записей Гитлера касательно того, почему он выбрал именно евреев в качестве предмета своих атак.
".. ничто не поможет так сильно объединению нации, как наличие общего врага. Наличие единого врага совершенно необходимо. Проанализировав несколько возможных групп, я остановился на евреях. Евреи - самые беззащитные, они самая легкая цель, никто не будет защищать евреев.. "
Это цитата интересна.
Вот этот очень простой принцип - нападать на того, кто кажется самым слабым, самым беззащитным.. На того, за кого никто не вступится.
С другой стороны, мы знаем достоверно, что Гитлер с самой юности питал неистовую ненависть к евреям. Когда в 1919 идеологи нацисткой партии сделали его голосом и лицом НСДАП (NSDAP), у них вначале была постоянная проблема. Как только Гитлер случайно в речи упоминал евреев, то он уже не мог "сняться с темы" и нес такую лютую пургу, заходил в такую истерику, что отпугивал богатых доноров на выступлениях. С ним несколько раз разговаривали про это в ранние его выступления.
Так что "проанализировав несколько" - вероятнее всего враньё и попытка рационализации собственной навязчивой идеи. Ещё несколько есть факторов, которые указывают на встроенную одержимость и рационализацию этой одержимости разными способами.
* * * *
А еще, в тех же записях содержатся чудовищные выпады ненависти практически ко всем народам: "у чехов нет ничего, кроме усов", "я никогда не позволю Чехии иметь какого-нибудь своего государства", "поляки пригодны только для тяжелой физической работы", "все поляки, относящиеся к элите или интеллигенции, должны быть полностью уничтожены", "американцы - изнежены и развратны".
* * * *
История Рейха 1933-1945 аналитически точно демонстрирует насколько Конец Системы был обеспечен культом единоличной власти.
До захвата Франции и Бельгии в первой половине июня 1940 Гитлер был осторожен в военных делах. Явно не чувствовал себя на равных со своими фельдмаршалами и генералами: он же в армии был капралом. Это странное немецкое уважение к профессионализму и мастерству.
Но после 18 июня 1940 (взятие Парижа) он поверил, что, каким-то мистическим образом, он стал военным гением всех времен. И ошибки посыпалась одна за другой (до этого немецкие военные кампании поражают безупречностью). Сначала такие ошибки, которые вроде бы ничего и не меняли. Потом меняющие, но мелкие. Потом меняющие, и уже среднего размера. А потом абсолютно катастрофические, чудовищные. Ускорившие конец Рейха на годы, если не на десятилетия.
Генералы умоляли Гитлера не делать так-то и так-то, а он им отвечал, что они "не воспитали солдат в духе национал-социализма", и именно это причина всех проблем. Класс какой. У Сталина такой отговорки не было, естественно. Там все были воспитаны в духе марксизма-ленинизма, попробовали бы они не.
Но и сталинская бесконечная уверенность в себе и чистые приступы шизофрении (Ленинградское Дело) били по режиму с лютой силой.
* * * *
Кстати, Политбюро (или как там оно называлось) было способно обучаться.
После смерти Сталина значительная степень коллегиальности высшего руководства поддерживалась долгое время (когда много людей решало, чуть ли не 10-20). Ни Хрущев, ни Брежнев единоличной власти сталинского уровня никогда не заимели. А основательный заворот Хрущева в этом направлении снес Никите его башку (в мягком, переносном смысле слова, конечно).
Диктатура вообще не работает. Кончается всегда однозначно. Проверено 100 раз и во всех системах.
Click to view