Статья
Четыре Главные Опасности Марса вышла 3 апреля 2018.
Там был опрос: Рассматривали бы возможность работы на Марсе, если бы подходили по специальности, здоровью?
Poll 363 человека ответило. К изумлению тех, кто просил организовать опрос, лишь 83 (23%) "Ни при каких условиях не рассматривали бы" переселение на Марс. Зато 124 (34%) соглашались переселиться навсегда, и еще 166 (43%) поехать работать на срок 5-10 лет.
А что за 4 года случилось с Марсианскими Планами?
В самых-самых первоначальных inspirational замыслах 2024 был годом, когда первые 2 грузовых корабля смогут пойти на Марс. [Может вы мне подскажете - а звучала ли когда-нибудь дата 2022 для отлета грузовиков, хотя бы в самых ранних планах по полетам на Марс?]
* * * *
Проблема заселения на Марс разбивается на три огромных задачи:
Упаковка (цивилизации) - Транспортировка - Распаковка
С Транспортировкой есть гигантское продвижение. Сейчас Звездолет (Starship) официальный корабль НАСА для транспортировки людей на поверхность Луны (в таблице подчеркнуто красным). У Звездолета в этом феврале был собран прототип, готовый для орбитального испытания (не полетит, так как пока FAA разрешит орбитальный полет, Спейсы соберут уже новый звездолет на двигателях Раптор-2)
Разработка дозаправок на орбите и, главное, конструирование Звездолета имеют финансирование НАСА на миллиарды долларов.
Беспилотное испытание Лунного Парома (Звездолет в конфигурации Lunar Lander) НАСА поставила на 2024, а на 2025 пилотируемое (это не Посадка на Луну, это испытания). Сейчас нет окончательного подтверждения решения всех принципиальных проблем - для этого надо несколько орбитальных полетов, дозаправок на орбите, облет Луны, и т.д. Но мало кто сомневается, что они будут решены. А на 2023 уже намечен пилотируемый облет Луны вне НАСА - вокруг и назад на Землю.
Точно начато проектирования внутренностей и систем жизнеобеспечения для Звездолета для спуска на поверхность Луны. Это НАСА заказывает, уже есть картинки прототипов. И есть неподтвержденные слухи, что начались размышления такое же проектирование для полета к Марсу (но это, напомню, надо сейчас к 2026, а не к 2024).
Таким образом, шансы на то, что в 2024 два беспилотных Звездолета пойдут к Марсу, остаются ненулевыми.
Принципиально важно, что Спейсы будут делать по 10-12 звездолетов в год. Это резко ускорит испытания: хоть каждый месяц по запуску, даже если (не дай Бог) катастрофы. И позволяет выполнить все задачи по Луне и Марсу одновременно. При условии, что испытания пройдут успешно. С Транспортировкой Марсианские Планы идут великолепно близко к графику.
* * * *
А вот что с Упаковкой? Как ни странно, нет сведений об очень активной работе в этом направлении. Хотя кое-что, безусловно, делает сама НАСА. Например, приборы для реакции Сабатье сейчас тестируются на марсоходе Perseverance.
Но ведь, кроме принципиальной схемы Сабатье (и та нужна в индустриальном варианте, а не малюсеньком), нужно еще так много всего. А потом еще планирование алгоритмов и сценариев Распаковки - действий всех этих роботов и механизмов, если приземление на Марс пройдет удачно для одного или обоих кораблей.
В общем, в 2024 вероятнее проблемы с Упаковкой, чем с Транспортировкой. Упаковка - хотя бы в эскизе - нужна, увы, к 2024, а не к 2026.
Может быть, после орбитального полета или после облета Луны будет гигантское ускорение? Но пока срочно нужны Маск Два и Маск Три. Одного Маска для реализации Марсианских Планов может оказаться мало.