Три статьи расходов при колонизации Марса

Feb 17, 2022 03:00



Есть ли у кого-то деньги на колонизацию Марса? Многогранный вопрос. Колонизация - предприятие с несколькими статьями расходов, и по некоторым затраты может быть трудно оценить.

В первом приближении можно выделить 3 естественных и больших статьи расходов:

Графа 1. Упаковка цивилизации в коробки весом 1,000,000 тонн: отбор технологий, материалов; разработка bootstrapping последовательности; закупка этих материалов, разрешений на использование технологий;

Графа 2. Перевозка 1,000,000 тонн на поверхность Марса;

Графа 3. Распаковка перевезенного в Городе. Строительство, наладка, bootstrapping. Постепенное наращивание Уровня Самодостаточности. У нас есть отличный численный показатель Уровня Самодостаточности - число тонн, необходимых для доставки с Земли, на год, на человека;

Например, начальный уровень "50 звездолетов (5000 тонн) в год на 10,000 человек". А через несколько лет уже лишь "5 звездолетов в год (10 за 2) на 40,000 человек". Это было бы улучшение Уровня Самодостаточности в 40 раз: чем меньше тонн на человека - тем лучше самодостаточность.

* * * *

Маск занимается графой 2, Перевозкой. Расходы состоят из производства 120 звездолетов и 12 ускорителей в год, метана, жидкого кислорода необходимого для планируемых 10,000 - 100,000 годовых запусков.

Сколько стоит построить 120 звездолетов и 12 ускорителей? И сколько стоит кислород и метан?

Сейчас есть прогноз, что с этим справится сам SpaceX, на годовой бюджет в $1-$2 млрд. Может в несколько раз больше, в 4, до $4-$8 млрд в год, но вряд ли в 10. Есть у SpaceX $20-$60 млрд на строительство за 10 лет 1000 Starship звездолетов? Очевидно, что да, просто в кармане.

* * * *

Однако минуточку. Есть же попутные грузы и попутные заработки.

Под звездолеты стоит очередь заказчиков и задач. Первый пилотируемый полет Starship куплен и оплачен Джаредом Айзекманом. Куплен и оплачен облет звездолетом Луны, Юсаки Маэдзава (Yusaku Maezawa). Куплены и оплачены транспортировки грузов на орбиту вокруг Луны (Артемида, НАСА) и посадки на Луну (другая часть Артемиды, НАСА).

Есть и другие (знаю пару сама). Ходят слухи, что их уже много. Вот военные только что выделили $120 млн на развитие системы доставки грузов звездолетами между точками земной поверхности. Есть планы по гигантским телескопам, есть проект орбитальных электростанций, и т.п.

* * * *

Но есть еще и Старлинк - будущий главный испытательный полигон для звездолетов.

Starlink нa 40,000 спутников будет иметь годовой оборот в $80 млрд. То есть, он будет стоить около $1 триллиона. Доля Маска в этом триллионе примерно $500 млрд. Звездолеты позволят закончить Старлинк в конфигурации 40,000 за год, вместо 10 лет.

Не трогая свои доли Теслы и SpaceX, Маск мог бы продать 50% своей доли в Старлинк и выручить $250 млрд на проекты по колонизации Марса.

* * * *

Достаточно $250 млрд или не достаточно? Пока не сделано, сказать наверняка нельзя.

Моя личная оценка, что это раза в 2-3 больше, чем в действительности понадобится, исходя из той экономичности, с какой пока все делается. Когда-то Маск прогнозировал получение $100 млрд с миллиона, желающих поучаствовать в колонизации ($100 тыс. билет на человека). Видно, что реализация этих виртуальных $100 млрд не особенно необходима. Даже если не залезать в собственность в Тесле, и сохраняя полный контроль SpaceX. Он никому, конечно, ничего не обязан. Упоминаю это только потому, что Маск многократно говорил, что развил Теслу для того, чтобы "финансировать колонизацию Марса".

Трудно оценить сколько будет стоить Упаковка. Однако это будет одно из самых увлекательных предприятий человечества. Уверена, что многие захотят горячо участвовать за интерес.

А вот Распаковка будет делаться за кислород и еду, произведенные на месте, и марсианские деньги, обеспеченные всеми активами Центрального Банка Марса. На Распаковку доллары нужны уже минимальные.

Кажется, что получается. А что вы думаете?

Poll

Марс, звездолет, starship, космос, spacex, экономика

Previous post Next post
Up