Интересно будет пройти по разным странам и временам с одним вопросом - Чего может добиться государство за 15 лет, и какие реформы применялись в странах, совершивших фантастические рывки в развитии. Сегодня - Япония.
Итак, в каком состоянии находилась Япония в 1945 году и где эта страна окажется к 1960 году.
Состояние Японии в 1945 году
Проиграв Вторую Мировую войну - Япония, казалось, потеряла всё, что возможно:
- Выпуск промышленной продукции упал почти в 4 раза, и составлял в 1945 только 28% от 1937 года.
- Реальная заработная плата составляла только 13% от довоенного уровня, который сам по себе был невысоким.
- Жилищный фонд в городах и даже системы ирригации в сельской местности - были разрушены. Люди жили лагерями на станциях токийского метро.
- Были потеряны все колонии Японии, а с ними страна ЛИШИЛАСЬ ВСЕХ СВОИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, площадь страны уменьшилась почти вдвое, были разорваны все торговые и производственные связи с бывшими колониями.
- Повседневная жизнь стала трудно выносимой - тотальный дефицит, разгул спекуляции, бесконечные очереди в центрах распределения продуктов, поездки городских жителей с мешками в деревни для обмена остатков одежды или домашней утвари на продукты питания, и даже поиски объедков на помойках.
- Освобожденные колонии массово изгоняли японских колонистов, и эти "перемещенные лица" наполнили страну. Они приезжали без средств, без имущества, и не имея в метрополии работы.
- Хиросима и Нагасаки были уничтожены атомными бомбардировками.
- Страна потеряла свой суверенитет, находилась под полным управлением американских оккупационных властей.
- Человеческие потери в войне также были велики, по оценкам 3.5-4.5% от численности довоенного населения.
- Моральная катастрофа была также ощутимой - унижение от полного поражения и капитуляции.
Заранее скажем - эта страна (1) сильно разрушенная; (2) лишённая всех природных ресурсов; (3) попавшая под управление "враждебной" державы - взлетела вверх, как ракета. Уже через 15 лет Япония выходит на верхние позиции мировых рейтингов по всем направлениям, а ещё чуть позже становится Номер 1 или Номер 2 почти по всем позициям, которые имеют значение - продолжительности и комфорту жизни, достижениям науки и техники, экономической мощи страны.
Как же это произошло? Военные потери, разрушенные промышленность и сельское хозяйство, практически полное отсутствие природных ресурсов и прекращение их поставок из колоний, казалось, обрекли японцев влачить жалкое существование в третьеразрядной стране.
Почему расцвела разрушенная и оккупированная Япония, но не расцвели страны, которые были значительно меньше разрушены и вообще не были оккупированы? Исследователи сходятся во мнении, что ключом к успеху стали Реформы.
Реформа Конституции Японии
До принятия современного Основного закона в Японии существовала Конституция великой императорской Японии (т.н. «Конституция Мэйдзи»). Она была обнародована в 1889 году и в следующем году вступила в силу. Согласно Конституции Мэйдзи весь суверенитет принадлежал императору, который обладал верховной властью в последней инстанции, и все виды власти, включая исполнительную, законодательную и судебную, находились в общем ведении императора.
9 декабря 1945 года было сформировано правительство Сидэхара, и 11 декабря из штаба генерала Макартура, бывшего в то время Главнокомандующим союзными оккупационными войсками (Supreme Commander of the Allied Powers), поступила рекомендация о необходимости либерализации Конституции Мэйдзи.
Комитет министра Мацумото начал работу над новой Конституцией по следующим направлениям: сохранение принципа государственного режима - высшей власти императора; расширение перечня полномочий парламента, по которым тот может принимать решения; распространение ответственности министров перед парламентом за все государственные дела; обеспечение прав и свобод народа.
1 февраля 1946 года проект «комитета Мацумото» был опубликован газетой «Майнити» и стал известен штабу Макартура. К счастью для японцев генерал армии США Дуглас «Dugout Doug» Макартур был человеком решительным, для которого "туземцы не указ", и генерал завернул проект «комитета Мацумото», как не соответствующий Потсдамской декларации. Макартур предложил включить в текст проекта три положения, которые известны как «замечания Макартура». (1) Император сохранял свой статус главы государства, но потерял суверенитет: полномочия императора осуществляются в соответствии с Конституцией; и император несет ответственность перед народом. (2) Был провозглашен отказ от войны как суверенного права государства. Япония должна была отказаться от войны, как способа решения споров, в том числе, и от оборонительной формы. (3) Отменялся феодальный уклад, упразднялись привилегии титулованного дворянства, исключая членов семьи императора.
Попытки японского правительства убедить Макартура в том, что проект «комитета Мацумото» лучше соответствует реалиям японского общества, закончились безрезультатно. Макартур пригрозил, что в случае дальнейшего упрямства со стороны японцев, союзники вообще потребуют ликвидировать институт монархии. После такого «дипломатичного» заявления японцы быстро «всё осознали» и потеряли всякое желание спорить. 2 марта 1946 года усовершенствованный проект обсуждался японской стороной и представителями штаба, затем последовали обнародование, официальное оформление, голосования в парламенте, одобрение штабом союзников и Тайным кабинетом правительства Японии.
Главной отличительной особенностью Конституции Японии является принцип пацифизма. В статье 9 Конституции декларируется: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».
Можно упорно спорить о том, насколько принцип полного отказа от войны и армии отвечает интересам страны и нации, но отметим очевидное - отказ от армии стал одной из причин невероятного темпа развития послевоенной Японии - за весь период с 1945 года расходы на оборону в Японии никогда не превышали 1% от ВВП в год. Вкладывать средства в науку и образование оказалось намного выгоднее и интереснее, чем тратиться на содержание генералов и гонку вооружений. Полный отказ от армий и войны - в интересах абсолютно всех народов Земли - но повезло пожить в этой мечте только японцам.
Земельная реформа 1946-1950
Несмотря на выгодное географическое положение, Япония мало пригодна для комфортной и спокойной жизни. Сама форма островов представляет собой препятствие для сообщения между различными их частями, около 60% территории занимают вулканы, горы и горные хребты, покрытые густыми лесами, в которых имеется множество небольших рек и озер. Около 600 горных вершин имеют высоту более 2 000 метров, а легендарная Фудзи - 3 700 метров. Еще на примерно 20% территории расположены холмы с довольно крутыми склонами, глубокие овраги и ущелья. Добавьте к этому климат с жарким влажным летом и снежной зимой, периодические землетрясения и тайфуны, и вы получите страну, просто прожить в которой несколько лет это уже приключение. Заниматься же сельским хозяйством в таких условиях могут только люди с героическим характером.
Площадь Японии составляет всего 377 907 км². Американцы часто сравнивают Японию с Калифорнией (площадь которой 423 970 км²), для жителей России более наглядным будет сравнение с Амурской областью (361 913 км²). В 1946 численность населения Японии составляла 75,75 млн. человек, площадь обрабатываемых земель 5 271 тыс. га, в том числе, рисовые поля (которые всегда учитывались отдельно) - 2 932 тыс. га. Процент используемых сельскохозяйственных угодий Японии, даже если к посевным площадям добавить все имеющиеся луга и пастбища, крайне низкий - 17,4% общей территории страны, в то время как в США он составлял 58%, в Италии и Нидерландах - около 68%, в Великобритании - 79%.
Всего 1% землевладельцев (49 тыс. из 5 040 тыс.) владели огромным земельным фондом в 1 544 тыс. га (29,29%). При этом на каждого такого лендлорда приходилось в среднем по 30 га земли - по японским меркам количество просто колоссальное. В то же время 74,5% землевладельцев (3 755 тыс. хозяйств) имели наделы менее 1 га и суммарно владели 1 355 тыс. га (25,71% всех земель). Фактически же большинство крестьянских семей имели и вовсе крохотный надел размером 0,1-0,2 га.
Таким образом, непропорциональное распределение земли в условиях ее тотального дефицита, безусловно, было первым, наиболее серьезным условием для проведения земельной реформы.
Другой важной причиной начала реформы являлся необоснованно завышенный уровень арендной платы, монопольно установленный землевладельцами. Обычно землевладельцы требовали в качестве арендной платы 50-60% от урожая. Иногда этот уровень несколько снижался, но арендная плата никогда не опускалась ниже 40%. Это было в 3-4 раза выгоднее самостоятельной обработки земли со всеми необходимыми в этом случае затратами и сложностями. Уплачиваемый арендаторами рис должен был быть высшего качества, что в условиях Японии было существенным условием, так как здесь выращивалось много сортов риса различного уровня ценности. Доставляться лендлорду рис должен был точно в срок, что в неурожайные годы представлялось крайне затруднительным. Невыполнение же обязательств означало для фермера-арендатора риск попасть в долговую кабалу, где к долгам неизменно прибавлялись высокие проценты, составлявшие порядка 20% годовых.
Проведение реформы было связано и с острейшей продовольственной проблемой, возникшей сразу после войны, возникшей как из-за нерациональной организации сельского хозяйства, так и вследствие катастрофически низкого урожая. В 1945 году было собрано лишь 2/3 среднего урожая риса (6 млн. вместо 9 млн. тонн), что поставило страну на грань голода - в рамках нормированного распределения продуктов питания правительством выдавался паек в размере 297 г риса в день. Такого количества еды едва хватит человеку чтобы выжить, но даже эти граммы распределялись с большими задержками, достигавшими даже в столице 3 недель, а на окраинах, например на Хоккайдо, - до 90 дней.
Кроме того, в те времена в Японии всё ещё существовала клановая система семейной организации, сохранившаяся с феодальных времен. Она подразумевала совместное ведение хозяйства и проживание под одной крышей нескольких поколений или даже ветвей одной фамилии. Эта структура возникла в результате обычая наследования всего имущества старшим сыном, другие сыновья оставались при этом зависимыми и вместе со своими семьями и взрослыми детьми должны были работать под руководством своего старшего брата на семейной ферме. Выделиться и обустроить свое собственное хозяйство, став там полноправными хозяевами, этим людям было крайне сложно в силу принципа неделимости имущества главной семьи. Глава семьи имел неограниченную власть, концентрировал в своих руках общие доходы клана, и осуществлял распределение средств, подчиненное главной цели - упрочению положения общего хозяйства. Такая практика «хонкэ» («экономика общего котла»), действительно была необходима в условиях феодальной системы, но к середине 20-го века явно устарела.
В результате принятия законов о земельной реформе размер земельной собственности был ограничен площадью 3 га, на острове Хоккайдо - 12 га. Оставшаяся земля (около 70% обрабатываемых земель) подлежала принудительному выкупу государством с дальнейшей её продажей, в первую очередь - бывшим арендаторам. Такой подход сразу же устранил проблему ведения переговоров между лендлордами и арендаторами - спорить с государством всё-таки сложнее (даже если ты лендлорд), чем с простым крестьянином. Земля выкупалась за деньги, но в результате инфляции реальная стоимость полученных землевладельцами сумм к концу проведения реформы снизилась до 5-7%. Покупателям земли предоставлялась рассрочка на 24 года, с целью недопущения спекуляций и злоупотреблений были введены ограничения на дальнейшую перепродажу. Для ликвидации феодальной клановой системы были внесены изменения в Гражданский кодекс Японии, лишившие старую семейную организацию официальной государственной поддержки.
К моменту окончания земельной реформы в 1950 году численность собственников земли возросла с 1,9 млн. до 3,8 млн. человек, численность арендаторов сократилась в 5 раз. Площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9,3% всей обрабатываемой земли, натуральная плата была заменена более низкой денежной оплатой.
Результаты не заставили себя ждать - уже в 1960 году производство риса выросло на 33% по сравнению с 1950-м (с 9 651 тыс. тонн до 12 858 тыс. тонн), производство технических культур (чай, рапс, сахарная свёкла, сахарный тростник, табак и т.п.) на 77% (с 27 400 тонн до 48 500 тонн). К 1970 году производство сельскохозяйственной продукции выросло более чем в два раза. Кроме того, появление свободных фермеров, и появление у них свободных средств, послужило стимулом для повышения механизации труда в сельском хозяйстве, что в свою очередь повлекло за собой развитие производства сельскохозяйственной техники и машиностроения.
Далее была - ликвидация монополий, реформы бюджета, налогов, социально-трудовой сферы ...
* * * *
Мои контакты с производителями сельхозпродукции в России оставили у меня впечетление, что регулирование доступа к земле в огромной России сложнее, чем в средневековой Японии. У людей, которые говорят о выделении участков начинаются судороги лица. У меня неправильное впечетление? Пишите, легко ли получить в России несколько га, например, под коммерческое выращивание картошки.
1. Statistics Bureau, Ministry of Internal Affair & Communications 2. CIA World Factbook