Amazing мистер Маск, II, Экономика возвращаемых ракет перевернула космос

Oct 20, 2020 03:00




Приземляется Магеллан.

Еще 60 старлинков встали в Сферу, теперь их стало 797 - поднимал Магеллан, блок B1051 - (назову все блоки сама, раз Маску плевать на названия).

Магеллан летал в 6-ой раз и 6-ой раз успешно вернулся. А вот прошлый раз поднимала Мари Кюри, В1058, которая тогда же поставила рекорд скорости оборота - три полета за 129 дней. Кюри знаменита тем, что на ней впервые астронавты летали на МКС в мае этого года. Номера мне не нравятся, пусть Маск своих детей нумерует (что он, впрочем, успешно делает - А10 его последний).

Сейчас во флоте адмирала 9 кораблей - 6 испытанных и 3 новых с иголочки - и вряд ли будет больше 20. Понимаю, почему Маск не называет их, они все-таки не постоянные, как Starship, которые будут по 20 лет летать. В любой момент любой Фалкон может быть израсходован для выполнения задачи, на которую нужно больше импульса, чем может дать возвращаемая конфигурация.

А какой экономический эффект дали возвращаемые ракеты?

Можно ли это посчитать. Можно ли это увидеть на снижение цен для потребителей? Можно ли это увидеть в глобальной экономической картине?



Вот афоризм от самого Маска - "Многоразовая ступень поднимает на 40% меньше, а обслуживание к повторному полету <10% стоимости ступени. Поэтому при 2х вы по нулям, а с трех начинается прибыль".

Моя реакция на эту фразу была - на 40% меньше, ничего себе - так вот про что выли портянки. Ну, а потом начинаем считать, если новенькие первые ступени стоят 1 и поднимают 1, то многоразовые поднимают 0.6, но стоит только первая 1, а дальше все по 0.1. При расходы сокращаются более чем в 3 раза (6 поднято за 1.9) и даже при 6 - в 2.5 раза (3.6 поднято за 1.5). А в долларах? Себестоимость Фалкон-9 ~ $45 миллионов, $30М - первая ступень, $10М - вторая, $5М - обтекатели, топливо, космодром и ЦУП - мелочевка. За 30 запусков - $900 миллионов потратить на первые ступени или $300 - есть разница? Вместо $1,350М общих расходов - только $750М.

$600 миллионов долларов экономии, это снижение в 2 раза общей цены космической программы. Все расходы на разработку окупились за 2 года. Это гигантская экономия сравнимая по размеру со всей годовой программой развития SpaceX. Тут и потребителям можно вернуть жирные куски. Конечно, ракетные запуски никогда не продавались по себестоимости. Все истинные внутренние цены секретны (у меня только догадки). Ситуация решается либо рынком, либо государством. Государство действует вообще от затрат - смотрит сколько потратили и дает 30% прибыли сверху, чтоб жизнь казалась мёдом.

* * * *

А вернула ли SpaceX кому-нибудь деньги уже?

Да. "Изменение контракта, подписанного между Космическими Силами (Space Force) и SpaceX, позволяет повторно использовать ускорители для запусков GPS III, сообщил журналистам Уолт Лодердейл, руководитель подразделения Falcon Systems. Изменения, внесенные в пакет по четырем контрактам со SpaceX на запуск GPS спутников сэкономили Space Force $52.7 миллионов долларов".

На четыре запуска - $52.7 миллиона, на каждый - скидка по $13.2 миллиона. Не слабо. Но и для SpaceX, как мы видели, это вполне имеет смысл. По нашей оценке они экономят около $20 миллионов. Будет разумно предположить, что мы немного просчитались, и реально они экономят больше, около $26М, а экономия поделена примерно пополам.

* * * *

Занятие SpaceX всего коммерческого рынка, de facto монополизация космических запусков, показало, что "2 за цену 1" работает не только в супермаркетах. Это увеличивает потребление. На 2022 ожидается почти 40 запусков - на картинке внизу - и это без учета Starlink.

Вряд ли столько было бы запусков без SpaceX. Они снизили цены в 2 раза и зажгли весь космический сектор. А ведь это только первая 1/3 пути пройдена. Вторая треть - Starship и полномерный Starlink, а третья - Альфа-Сити на Марсе.



SMC Saves $53M Reusing SpaceX Boosters For GPS III
https://breakingdefense.com/2020/09/smc-saves-53m-reusing-spacex-boosters-for-gps-iii/

космос, spacex, экономика

Previous post Next post
Up