$65/баррель - Кто выиграл, Кто проиграл и Надолго ли это

Jun 04, 2015 21:46

В экономической прессе цунами статей про нефть - (1) прогнозы, (2) факторы понижения/повышения цены; (3) победители и проигравшие. Предлагаю дайджест более чем 20 статей по теме. На развлекательной картинке исторические цены в долларах 2015, график доведён до 20 января 2015.




Прогнозы
Самые большие оптимисты роста обещают возвращение к $90 (Брент) к 2018 году. Самые большие пессимисты - падение до $55 (Брент) к 2020. В оптимистическом сценарии - медленный равномерный рост, в пессимистическом сценарии рост к осени 2015 и затем медленное равномерное снижение к $55 начиная с весны 2016.

Факторы возможного роста цены
  • Главный фактор роста -  снижение капитальных затрат при падении цены на товар. Капитальные вложения достаточно резко снизились, результаты у сланцевых фирм плохие. На NYSE (Основная площадка Нью Йорка) энергетические компании имеют самые плохие показатели по цене акций среди всех секторов экономики.
  • Другой фактор роста - ограниченность запасов сланцевой нефти в США. Никто не знает точно сколько её. Но даже по самым оптимистическим прогнозам максимум сланцевой нефти в США будет в районе 2040 года, потом стабилизация и снижение. Насколько удачной будет добыча сланцевой нефти в Китае, Австралии, Северной Африке  - предсказать пока невозможно.
Факторы возможного падения цены
  • ОПЕК теперь контролирует не 50% мировой добычи, как в 1973, а только 30%. ОПЕК не может диктовать цены и вынуждены бороться за свою долю рынка вместо борьбы за цену. Саудовская Аравия обозначила курс на рост добычи, тем более, что она теперь построила свою нефтепереработку и заливает мир не только нефтью, но и готовым топливом.
  • Цена на бензин выше $3/галлон стимулирует покупку гибридных и электрических автомобилей. Задержать их приход могут только низкие цены на бензин. Саудовская Аравия заявила, что “хочет продлить век нефти”, а для этого будет неуклонно наращивать добычу.
  • Сланцевые производители демонстрируют чудеса эффективности. Затраты снижаются, сейчас для них уже выгодно производить при $60/баррель, и ожидается, что в трёх основных районах за несколько лет эффективность будет поднята так, что $50/баррель станет “break even” ценой - ценой нулевой убыточности.
  • Иранская нефть. Все ждут, что санкции с Ирана всё-таки будут сняты и миллионы баррелей хлынут на мировой рынок.
  • Применение сланцевых технологий к старым выработанным традиционным полям. Посчитано, что применение сланцевых технологий к старым полям может привести к пересмотру извлекаемых запасов в мире на 140 миллиардов баррелей - это добавка равная нефтяным запасам России.
  • Дешевые деньги. Капиталовложения остаются весьма дешевыми в мировом хозяйстве. Вкладывать их в некуда. Поэтому хотя вложения в нефтедобычу сильно уюали в доходности, но они не уменьшатся также резко, как это произошло с крушением цен в средине 80х.
Победители - кто сильно выиграл от низких цен
  • Среди стран максимальный выигрыш - Китай, Индия, Филлипины
  • Индия в результате имеет профицит торгового балланса и ожидается, что она перекроет по темпам роста Китай в этом году
  • Среди секторов индустрии:  круизные линии, авиа компании, лесоиндустрия, пищевая индустрия - все отрасли, где затраты на топливо составляют значительную часть затрат.
  • Американские отели - американцы начинают намного больше путешествовать при низких ценах на топливо и останавливаются в отелях.
Проигравшие - кто сильно проиграл от низких цен
  • Среди стран максимальный проигрыш - Россия и Венесуэла. Для России каждый $2 падения цены это минус $10 миллиардов из годовой экспортной выручки.
  • Экономика Венесуэлы, где еще и стоимость добычи очень высокая, практически раздавлена низкими ценами. Страна на грани дефолта. Продукты в магазинах начинают отпускать по отпечаткам пальцев. Ожидается дефолт Венесуэлы в этом году, если не будет предпринято мер спасения.
  • Лагерь Социалистических Стран Южной Америки: Куба, Никарагуа, Боливия, Эквадор. Социализм там держался на субсидиях из Венесуэлы, которая больше не сможет их предоставлять.
  • Боинг и Айрбас. Запрос на их продукцию диктовался переходом к более экономичным моделямм. Сейчас это давление сильно ослабело.
  • Вертолёты Сикорского сокращают более тысячи рабочих. Спрос на вертолёты во многом определяются нефтянными компаниями, которые сейчас резко сокращают расходы.
  • Мировая стальная индустрия (US Steel, Evraz)  Запрос на трубный прокат существенно определялся нефтяной индустрией, где имеет место резкое сокращение всех расходов.
Выводы: Превалирующие мнение гласит, что $65 за баррель - ЭТО ПОТОЛОК мировых цен на нефть на многие годы, а не ПОЛ, как ещё недавно думали экономисты. Это приведёт к значительным изменениям во многих отраслях мирового хозяйства, ускоренному росту Индии и Китая, стимулированию экономики США и замедлению введения в обиход электрических и гибридных автомобилей.

нефть, Россия будущее, экономика

Previous post Next post
Up