The Very Best of Altay Mountains

Jul 14, 2012 17:25

Глупый, зачем ты все ищешь Шамбалу? Разве ты не видишь, что уже находишься в ней? Вот она развернулась перед тобой. Гирляндами облаков украсила горы, километрами Чуйского тракта проходит через твое сердце, каменной пустыней Курайской степи легла у твоих ног.
Ну что тебе еще надо? Это хотя бы попробуй осилить.


Писать у меня как-то в последнее время не получается, но эта поездка достойна того, чтобы потрудиться над текстом. :)


Выехали из Барнаула и довольно бодро доехали до Семинского перевала, на котором расположена база Олимпийского резерва.
Идешь ты, весь такой расслабленный, гуляешь после долгой дороги, а мимо тебя лыжники вжых-вжых! И тренер им такой "Коля не торопись! Вася работай спиной!". Даже стыдно становится за свою расслабленность.


И если в районе трассы гулять даже немного жарко, то на вершине без куртки не обойтись. А иногда и без якоря, ибо может благополучно сдуть.


Переночевав на Семиском, двинулись дальше по Чуйскому тракту в сторону Акташа.


С обязательными остановками в самых живописных местах.
Перевал Чеке-Таман.


Весь "украшен" народным, ***, творчеством...


Раньше перевал переезжали только ночью - смотрели по фарам не едет ли кто, потому что разъехаться было невозможно.
Теперь там асфальт, цивил, сувениры и прочая фигня.




Гангста-team


Следующий пункт обязательной программы - слияние Чуи и Катуни.
Катунь делает петлю прям у твоих ног и видно как в нее вливаются мутно-коричневые воды Чуи.


Это наш друг. Размером с нормальную такую псину. Натрескавшись мертвой лошади скрывался от нас с явной ленью и недовольством.


Первый раз (да, стыдно должно быть) остановились у петроглифов.
Пытались послушать экскурсию, но тихий голос, акцент и кровь в алкоголе экскурсовода не способствовали восприятию информации))


Вика


Переночевав в Акташе, в гостинице "Расул" (отличное место, например) сделали небольшое отклонение в маршруте и сгоняли к перевалу Ката-Ярык.
Это Красные Ворота. В скале выдолблена дорога и проезжая кажется, что они вот-вот над тобой сомкнуться.
Скалы красные от содержащегося в них сульфида ртути.
Раньше в Акташе были шахты, где ртуть добывали и очищали. Дети таскали ртуть с собой в пузыречках в школу и на скучных уроках катали шарики. А потом бегали к родителям на шахту и прыгали на ваннах с ртутью (она упругая как батут). Женщина, которая нам все это рассказывала, чувствует себя прекрасно, имеет трех сыновей и мрачных следов ртутного детства не обнаруживает.


Дорога стала хуже, гравий (и так не мелкоколиберный) раскидался, а трактора собрали ее в стиральную доску.


Улаган


Ката-Ярык и вид сверху на долину реки Чулушман.


Раньше спуск с этого перевала нехило проверял на крепость ваше очко)) Построенная для лесовозов дорога не имела никакого покрытия, ограждений, карманов и градус уклона был выше разрешенного. Обычно лесовозы ходят по расписанию. Но не всегда))
Но сейчас по этой дороге вовсю ездят легковушки. Уже не аутентично.


Самое интересное в этом месте - вид сверху.
Вниз мы спускались как-то и даже ночевали, но не прониклись. Пробовали даже доехать до Телецкого, в которое впадает Чулушман, но поздно выехали.


Вот он как раз в Телецкое и потек.


Вдоль дороги много пазарыкских курганов, от них и долина называется Пазарыкской. Большая часть раскопана, конечно.


И опять переночевав в Акташе мы двинулись дальше - в Джазатор или, как его еще называют, Беляши.
Первое название более аутентично, казахское, означает "летнее пастбище". А второе - неправильно записанное алтайское слово означающее "перевал"


Вот тут картинки за окном начали меняться с фантастической скоростью: то ты едешь среди высоких гор, потом их рельеф начинает резко смягчаться и они отступают, открывая тебе вид Курайскую степь, потом абсолютно прямая, как стрела, дорога вновь входит в горы и в какой-то момент они внезапно остаются в отражении зеркал заднего вида, а впереди продолжается каменистая пустыня, по краям которой стоят огромные горы с заснеженными вершинами.


И только измрудно-зеленые болота вдоль речек вносят хоть какую-то жизнь в эти нагретые солнцем камни.


Чуйский тракт стелется дальше, до Ташанты и границы с Монголией, а мы сворачиваем в Кош-Агач.






Визит на местный рынок за расхваленными монгольскими носками из верблюжьей шерсти.






Если все деревни до этого было этнически алтайскими, то в Кош-Агаче уже очень сильная казахская диаспора.


На этом асфальт заканчивается и дальше по каменной пустыне идет такая же каменная дорога.


В одном месте прокопан оросительный канальчик, отчего вдруг у тебя из окон видно зеленое поле. И единственно дерево))
Кош-Агач, кстати, переводится как "одинокое дерево", это, конечно, не оно, но как символизм вполне сойдет.




Дальше веселее.
Прошли пограничный контроль (а все что за Кош-Агачем - приграничная зона и чтобы туда попасть нужно делать пропуск) и рванули к Джазатору.
Ну... как рванули... покатились тихонечко))
Пейзажи опять продолжали стремительно меняться.
На перекус остановились у полуразрушенного домика, за которым отдыхали в загоне сарлыки (яки такие). Прибежали радостные бобики, а за ними пришел в дугу пьяный мужик и все хотел купить 100-й крузер))
Поняв, что нам еще 120 км по непонятно чему рулить, а уже время к вечеру, я (как ведущий! ололо) припустила побыстрее. И стоило пойти дождю со снегом, как у Дискавери пробивает колесо. Решила не мешать совету в Филях и не стала сначала предлагать свои практические знание по замене колес. Но когда и через 20 минут машина не была поддомкрачена, все же вмешалась. Отобрала домкрат, инструкцию, залезла под машину и доказала свое интеллектуальное превосходство установила его куда полагается. Дальнейший процесс пошел как по маслу))
Но в ходе этого самого процесса мы заметили, что у крузера, которым рулила я, спускается ровно то же заднее колесо)) Поскольку погода не шептала ничего кроме "займи, но выпей" решили его пока попробовать подкачать.
Но через 10 минут менять пришлось и его. Зато за этот промежуток успели доехать до более живописного места и осадки прекратились.


До Джазатора доехали уже без приключений по очень красивой дороге. Она то отходила от реки, то ты оказывался на узенькой дорожке между горой и обрывом, а бирюзовый Джазатор переваливал камни метрах в 20 внизу.
К деревне он уже стал спокойнее и дорога проще.


Останавливались у Альберта. Его там все знают.
Удобства на улице, зато есть печка и даже электричество - пять лет назад построили ГЭС. Что в целом есть истинно аутентичный отдых в Горном)) Разве что не в палатке.
Отдельно хочется отметить еду: ну ооочень вкусно. У Альберта, как у местного кулака, свои бараны и вообще, как нам сказали, очень обширное хозяйство.
В общем, соберетесь в Джазатор - рекомендую))


База его стоит на возвышении над всей деревней, откуда открывается духозахватывательный вид на окружающие горы.


Тучи немного рассеялись и закат доставил очень. Я даже сподобилась на 20-ти минутный этюд маслом, не зря этюдник свозила))




Корова тоже хотела присоединится. В Горном довольно часто коровы приходят домой только на дойку, а потом снова уходят пастись.




На следующий день мы погрузились в два УАЗика-таблетки и поехали к финальной точке путешествия - на плато Укок.
Там несколько лет назад откопали курган с "принцессой", ее оттуда вывезли, а потом алтайцы утверждали, что это стало причиной последующего землетрясения. Мол, верните нам нашу принцессу. Только ее европиоидное лицо в эту стройную теорию не вписывалось.
Но и помимо принцессы Укок обещался стать местом уникальным по производимому впечатлению.
В целом так и было, но не совсем то что все ожидали))
На первой остановке (еще на нормальной дороге) наши водители приняли по-писят водочки, после чего оная была у них отобрана от греха подальше. Водители приуныли. Наш врубил музыку. Мне начало казаться, что к Укоку я буду готова вернуть ему бутылку, лишь бы только он выключил. Но выключить ему пришлось без жертв с нашей стороны)) Стало ему совсем грустно.


Следующий привал был на Джумалинских (или Теплых) ключах. Там из под земли бьют множественные ключи с водой чуть прохладнее комнатной температуры. Для алтайцев это считается святым местом, там они вяжут тряпочки на кусты и купаются в маленьком каменном бассеене, потому что вода считается лечебной.
Там расположено что-то типа базы: несколько страшненьких избушек, в которых живут те, кто приехал туда подлечиться. Так сказать, Карловы Вары для крепких духом.
На этом привале наши водители накатили еще (хоть и обещали больше не пить, ну да кто же такому верит) и заметно приободрились. Причем наш приободрился до состояния "я дерзкий!".


То, что они выпили дополнительную порцию я заметила еще на привале, тем более после того как наш на какую-то фразу сказал мол "мы еще не доехали, надо еще доехать благополучно" - "ну мы будем молится о благополучном путешествии" - "молитесь, молитесь".
От базы начинался подъем на перевал Теплый Ключ.


Туууууут-то я и порадовалась, что не поехала туда за рулем, как того очень хотела. Угробить папе машину было бы как-то некультурно))


Дорога представляла из себя набор нехилых булыжников по которым текла вода. Даже на УАЗиках скорость передвижения была не быстрее пешехода и не все участки удавалось проехать с первого раза.
После 15-ти минут подъема, за которые все успели почувствовать себя активно перемешиваемыми игральными костями, наша тарантайка благополучно закипела. На этом моменте уже родители заметили, что наш водитель весьма нетрезв. После выяснения с ними отношений, в ходе которых они то утверждали что не пили потому что на ключах святое место (языческое, для справки), то клялись Аллахом, ехать дальше мама отказалась (+дорога; +состояние машины, у которой не открывалась дверь салона, а значит если она полетит вниз, то водила успеет выскочить, а мы уж нет), ну а с ней за компанию сошли и мы с папой.
Остальные участники экспедиции решили продолжить аттракцион и мы, нежно распрощавшись, взяли с собой бутылку воды и прогулочным шагом пошли вниз.


Шли в спокойном темпе час, фотографировали цветуечки. Это маки, например.


Пока дошли до ключей нас догнал дождь. На этой, так сказать, базе мы договорились, что подождем наши экипажи в одной из избушек.
Ее интерьер состоял из столика с лавками, нар и кривой печки.
Половые доски были просто положены на камни, так что мы провели там время в компании маленького суслика, полевки с половиной хвоста и простой домашней мыши.
Поесть там было негде.


Хотели было сходить на заброшенную вольфрамовую шахту, но дождь почти не прекращался и мы так и просидели в этой избушке.
Пока бродили по базе пообщались с алтайским дедом, который отдыхал на ключах всей семьей. Помимо сведений о состоянии сельского хозяйства в Кош-Агаче, он рассказал, что в 80-е оттуда до ключей добирались по полтора дня. Тут мы почти согласились, что теперь дорога до ключей хорошая))) Не смотря на все синяки ;)
Так же наблюдали два джипа и их пассажиров, которые в полпятого (гениально, ага) начали подъем на перевал. Ребятки видимо кроме названия об Укоке и дороге туда не знали ничего совершенно. Наши с ними потом на самом перевале еле разъехались.


Сошли мы в 11.30 примерно и в районе 5-ти вечера уже начали беспокоиться. Потому что, для того чтобы вернуться в Джазатор хотя бы в сумерках им надо было в час поворачивать назад.
Стали постоянно ходить на пригорок и высматривать не едут ли УАЗики.
В один момент, в районе 7.30, мы заметили на спуске одину машину, хотя ждали две.
Пока она карячилась вниз, мы успели выстроить миллион и одну версию почему машина одна. Но самой жизненной оказалась ессно, что это не наша вообще.
У мужика сын служит на самой дальней заставе на Укоке, вот он и возвращался из гостей. Он-то и принес нам сведения, что нашу группу видел и будут они наверное через час-полтора.
Так же высказался в очень часто слышимом в тот день контексте: нечего на этом Укоке делать.
Наши появились с последними лучами солнца и стадом верблюдов)))


Мужик, стоит отметить, ошибся на каких-то полчаса, что для отсутствия у них часов в принципе очень крутой результат. У нас, к слову, тоже часов не было, смотрели в фотоаппарате, делая снимки))
В полдевятого мы уже лицезрели всю свою группу не очень радостно высказывающуюся о поездке в общем и Укоке в частности.
Очень страшная дорога и ничего особенного как в самом плато, так и в принцессином кургане.


Расплатившись за избушку (хотели снять с нас 2000 за то что мы там посидели, но удовлетворились 700 рублями), пожевав сушек с огурцом (еды-то у нас собой не было) мы наконец-то поехали в Джазатор.
По дороге наслушались историй про самый страшный участок перевала, встречу со слабоотдупляющимися джиперами, пограничниками, про броды на которых в салоне машины случался бассейн из ледяной воды и прочие-прочие страшилки. Так что наша экспедиция тоже подтвердила, как оказалось, уже всем известную истину - на Укоке делать нечего. Ее потом еще подтверждали не раз те кто там был до нас. Суть всего этого - преодолеть страшную дорогу. Можно еще страшнее чем через ключи, но это только если в Аргуте низкий уровень воды, хотя всем и так хватило))
Возвращались уже по темноте. И, не смотря на накрывшую меня мигрень, я не могла отрваться от дороги: темень, справа скала, слева обрыв, внизу бурлит горная река, мертвые повороты и наш водитель смсится в процессе. Теперь ЭТО моя самая страшная автомобильная поездка))
Наконец-то мы доехали до Альберта, где нас ждал аааааааафигительно вкусный плов.


На утро, кода мы завтракали, а это было уже 9 утра, приехавшие накануне одновременно с нами новосибирцы только собирались на Укок. И это не смотря на то, что вчера им все рассказали. И даже то, что мы выезжали в 7 утра, ну а во сколько вернулись они сами заметили.
И пока суетились-собирались одна женщина передумала ехать. Сказала, что кажется ей этот Укок не нужен. Ее мудрое решение мы приветствовали овациями)))
Спокойно собравшись мы двинулись в обратную дорогу, с небольшими остановками на фотографирование.


Обратно дорога уже казалось знакомой и даже во многом родной)) Тапочки машинам больше не пробивали.


Потрясающие сочетание получается из езды по гравийной разбитой дороге, тающего в воздухе поселка и Синатры, выводящего свое "New York! New York!" из динамиков)))




Кош-Агач
Перекусили в местной кафешке, из всех выбрав самую неатентичную, но зато с наличием еды на всех нас и поехали в Акташ.
Очень трудно было, выехав наконец-то на асфальт сдержать себя и не вдавить педальку газа от всей души))


Облака поднялись чуть выше и стало понятно насколько ОГРОМНЫЕ горы окружают Курайскую степь.
Которая, по словам бывавших на Укоке, намного живописнее))


После ночевки в Акташе, решили не возвращаться одним днем. Во-первых это было воскресенье, а значит поток обратно почти сплошной, во вторых это физически могло очень доставить.
Как-то мы возвращались с Чулушмана за один день (не от хорошей жизни), через 5 перевалов. Ровняшка накрыла ТАКАЯ, что думала ласты склеиваю уже, хотя в горах бываю регулярно.
Поехали в Чемал, наше самое тусовочное место.
Вся дорога проходила в облаках, которые лежали так низко, что скорее напоминали туман. Но после обильного ливня и почти штормового ветра рассеялись и воздух стал легче и прохладнее.


Традиционно заехали по пути в Камлак, к травнику, за чаем "Тихая поляна" и прочими ништяками. (и ничего противозаконного!)


Съездили на Патмос, где возрожден теперь женский монастырь и скит архимадрида Макария (Глухарева), который был основателем алтайской духовной миссии.
Обычно мы приезжали туда не в особо массовое время, а тут по подвесному мостику перемещались реальные толпы верующих, просто захожан и даже каких-то сектантов.


Ночевали в гостинице аляповатый вид которой всегда приводил нас в недоумение, когда проезжали мимо. Под аккомпанимент купания в бассейне нетрезвой молодежи))

Подытожить можно одним: на Укоке делать нечего))
Пинкфлойды по прежнему вне конкуренции в качестве саундтрека к поездке по горам.
Очень хочется снова вернуться в Джазатор, тем более, что, по словам Альберта, там еще есть что посмотреть.

Это было одно из самых потрясающих моих путешествий. Мне до сих пор кажется, что я смотрю про себя какое-то кино, а вся реальность осталась там, в моих Самых Прекрасных Горах на Свете.

ps: ох, ребятушки, как же я задолбалась это писать)))

Алтай, дороги

Previous post Next post
Up