Оригинал взят у
desp_immigrant в
Об уважении в одном из мелких своих проявлений Некоторые люди так устроены, что готовы тратить чужое время на всякую фигню, задавая одни и те же вопросы, на которые они уже получили ответы.
Свое время они тоже при этом теряют, но тут уж вольному воля. Но чужое можно было бы уважать? Ха, еще чего.
Чужое время видится растяжимым до бесконечности, особенно если это время отвечающему оплачивают, то есть когда ситуация с бесконечными вопросами происходит в каком-нибудь присутственном месте, от магазина до нотариуса. То, что рабочее время отвечающему оплачивает во-первых, не сам спрашивающий, а во-вторых, за этим спрашивающим стоит очередь со своими вопросами, на которую в итоге может не хватить времени, этих индивидуумов очень мало волнует.
-Почем у вас большие?
-По пять.
- А маленькие?
- По три.
-А больших по три нету?
-Нет, большие по пять.
-А если я хочу больших по три, что мне делать?
-Поищите в другом месте.
-А у вас больших по три нет?
-Нет.
-А где же мне найти больших по три?
-У других производителей.
-А почему у вас только маленькие по три, а большие все по пять?
Тревожен в этом тот факт, что этой фигней занимаются взрослые люди, ведущие взрослую жизнедеятельность, принимающие хоть какие-то решения самостоятельно. Они ведь не торгуются с кастрюлей, в которой закончился суп, не уточняют у электрического чайника, так ли уж необходимо закрывать крышечку, перед тем как нажать на кнопочку? Как они выбираются из дома, когда дверь не заверит их, что они закрывают ее с правильной стороны?
Но вот они видят человеческое лицо, и считают, что этому лицу ничего не сделается, объяснить им десять раз одно и то же. Десять раз по десять раз. Надрываются телефоны, лопается аутлук, виснут компы, толпы страждущих стоят за дверью, не взлетают самолеты, останавливаются станки, гаснет свет в домах, кончается горячая вода, но это все ничего, сотрудники вместо непосредственных обязанностей заняты более важным, человеколюбивым делом: объяснить дураку одно и то же десять раз, а ведь он еще и завтра придет.
Когда глупые вопросы задает взрослому маленький ребенок, это совершенно нормально. Дети, во-первых, естественно эгоцентричны, во-вторых действительно не владеют навыками быстрого соображания - эти навыки они усваивают постепенно, на то и воспитание с обучением.
В подростком возрасте уже в какой-то момент должно наступить понимание, что как бы надо бы и на себя уже надеяться, как-то стараться запоминать сказанное, да? сохранять нужную информацию в записанном, например виде, нет?
Я отчетливо помню, когда для меня наступил такой момент: мне было лет 13. В школьные годы я часто ходила в местную детскую поликлинику на какие-то физиопроцедуры, то кварц, то еще какое-то прогревание. И вот прихожу я как-то раз на очередную процедуру, а тетка - медсестра за столиком этого самого кабинета во время регистрации мне сообщает "у тебя последняя процедура назначена на завтра. Завтра суббота. В субботу мы закрываемся в два часа. Поэтому в кабинет приходи между девятью и часом дня. Вот тебе квиток с расписанием. А теперь иди садись вон туда, снимай шарф …. ит.п." Ну и вот, после окончания процедуры я прохожу мимо столика медсестры, прощаюсь, а потом поворачиваюсь и на всякий случай, понимаете ли, уточняю: "Эээ, так значит завтра когда приходить?"
Тетка поднимает на меня глаза и отвечает ровным голосом "Я тебе уже сказала." После чего возвращается к заполнению очередной карточки. Больше ни слова. Вот в тот момент меня и постигло озарение. Спасибо вредной тетке.
Нет, ну я конечно же не могу сказать, что после этого я никогда никому не выматывала душу вопросами во всяких присутственных местах. Но место месту и вопрос вопросу рознь.
Если, скажем, какая-нибудь сложная для обывателя процедура, допустим, заполнение налоговой декларации или заявления на визу и ну действительно с одного объяснения не понятно, да и сами бланки, инструкции и правила могут быть составлены плохо, тогда конечно спрашивать и еще раз спрашивать, и еще раз уточнять, пока не станет ясно.
Пусть составлят инструкции попонятнее, в конце концов, им не повредит.
Или допустим и правда человек слушал-слушал, да и прохлопал ушами на каком-то моменте, на ласточку с весною в окошке загляделся, или бумажку случайно посеял, что уж теперь делать, приходится переспрашивать. Мне понятна рассеянность как черта характера. На то, что кто-то что-то непременно хоть раз да потеряет, надо делать скидку в организации работы. Невозможно делать скидку на то, что кто-то будет терять всю информацию бесчисленное число раз.
И гораздо менее мне понятна черта характера, которую в английском называют entitlement. Человек считает, что ему все вокруг обязаны по первому требованию. Помочь, обьяснить, предоставить, вот прямо счаз. Примечательно, что эта черта присутствует не только у людей жестких и наглых, но и наоборот, у людей совершенно мягкотелых и в социальном плане беспомощных. Они прослушают подробнейшую инструкцию рассчитанную на всех, после чего потребуют, чтобы инструктирующий обьяснил лично им все и с самого начала, потому что они "ну ничегошеньки не поняли". Они начнут выполнять простейшее действие, и, если есть рядом тот, кого можно дергать, будут дергать его бесконечно "я вот написала первое слово, что мне теперь делать? А теперь я написала второе слово, теперь что делать? А я вот написала первую цифру из своего мобильного номера, какую теперь цифру писать, я не понимаю."
У них вообще сложные отношения с такими древнейшими достижениями человечества как письменность и арифметика: они умеют и читать и считать, но, посмотрев на наипростейшую записанную информацию, например, ценник, они все равно предпочтут спросить "А сколько это у вас?", "А то?", "А это у вас что?", "А сколько оно?", "А чево так?" Потому что у них ощущение, что все кругом обязаны им помогать лично. Интересно, что правильные, четко прописанные и аккуратно развешанные ценники не воспринимаются такими индивидуумами как помощь. Помощь - это когда они оторвали вас от какой-то другой деятельности, вы все бросили и стали отвечать на их вопросы по кругу. Им нужно бесконечное человеческое участие, незамолкающий гул человеческого голоса, бубнящего "большие по пять, маленькие по три. По пять - большие, по три - маленькие. Большие - по пять...". Тогда зияющая дыра в их организме на время заполнена. Но только на время.
Повторю еще раз: я ни в коем случае не против уточнений по сложным вопросам. И я понимаю, что сложность определяется каждым по-своему, кому-то бином Ньютона пустяки, а кому-то трудно найти адрес в родном городе, не опросив десять прохожих.
Но есть порог уточнений, за который переступать в своих переспрашиваниях просто стыдно должно быть взрослому самостоятельному человеку. Такие древнейшие понятия как календарь, время суток, цена в денежных единицах страны пребывания, и также более современное, но предельно ясное понятие как нумерация кабинетов, должны быть освоены каждым взрослым. Самостоятельно. Я считаю, это гражданский долг каждого, дойти самостоятельно до понимания, что кабинет номер 25 находится за дверью на которой написано 25, в то время как кабинет номер 34 находится за дверью, на которой написано 34. И что "Приходите 28 марта, в пятницу, 10.15" означает "приходите двадцать восьмого марта, в пятницу, десять пятнадцать утра, а не "заявляйтесь сюда первого апреля, вторник, когда получится."
Поэтому если вы, допустим, работаете в кабинете номер 34, и у вас в дверном проеме появляется юное создание сорока пяти лет с вопросом "драсьти, это кабинет номер 25?", заклинаю вас, не вставайте со своего места и не бросайтесь на помощь этому созданию, доводить его самолично до двери нужного кабинета. Поднимите глаза и скажите ровным голосом "Нет, это кабинет 34, а двадцать пятый находится за дверью, на которой написано 25" и продолжайте работу. Есть шанс, что создание постигнет таки озарение.
Уверяю вас, только так мы спасемся.