Мотивация и обучение. Похвала? Наклейки? Отметки?

Feb 21, 2014 01:54

Оригинал взят у janemouse в Мотивация и обучение. Похвала? Наклейки? Отметки?
Что делает школа?
Школа выдает некий набор знаний, умений и навыков, и потом проверяет, кто в какой мере этими знаниями, умениями и навыками овладел. В зависимости от продемонстрированных результатов, ученики получают отметки.

По большому счёту, школа отвечает на те вопросы, которые ребёнок ещё не задавал.
Одни дети к такому порядку вещей относятся спокойно, они готовы учиться просто ради процесса, готовы сдавать контрольные и тесты, их не напрягает.
Другие дети осваивают разные предметы неравномерно, скажем, по математике сильно обгоняют свой класс, а по русскому - сильно отстают. Этим детям с школе тяжело, потому что на одних уроках им скучно, на других - запредельно сложно.
Третьи дети всё отлично знают и умеют, но так нервничают из-за контрольных, экзаменов и тестов, что в итоге сдают проверочные работы из рук вон плохо. На уроке отвечают хорошо, а на контрольных получают двойки.
Кто из этих детей считается хорошим учеником?
Только первый, который по сути в школе не учится, он и раньше всё знал. Второй считается хорошим учеником на математике и двоечником на русском. Третий может получать двойки по всем предметам, хотя и знает всё.

Кто из этих учеников стремится узнать что-то ещё?
Иногда отличники как раз очень слабо готовы учиться новому, а двоечники умеют удивляться и спрашивать.

В идеале, конечно, любое обучение правильно строить в обратном порядке: сначала создать ситуацию, в которой вопрос возникнет, а потом уже учить.
Да, разумеется, так бывает!

Например, ребёнок, попавший на какое-то время в другую страну, САМ хочет научиться говорить и понимать речь, которую он слышит вокруг.

И если в какой-нибудь компьютерной игре в качестве пароля для перехода на другой уровень надо будет решить уравнение или повторить трезвучие, или написать грамотно слово - это наверняка сработает.

И бывают дети, которые сами, по собственной инициативе, занимаются спортом.
Или музыкой.
Или сами, по своему выбору ... пишут в прописях.
Я сама в 5 с половиной лет с удовольствием писала в прописях, мне нравилось, что я пишу "как большая", и я очень старалась!
Но - меня никто не заставлял, я сама выбирала, сколько сделать, в каком порядке, делать всю страницу или только две строчки, делать медленно или быстро.
Это была такая игра в школу, и эта игра мне очень нравилась.
Потом я сама целое лето училась делать "колесо", каждый день тренировалась - и научилась.
Мы с братом соревновались, кто больше подтягивается на турнике - научились оба раз по 15 подтягиваться.
Дети вообще многому могут выучиться в игре - если они этого захотят.
Вопрос в том, можем ли мы повлиять на это.

На днях мы на занятии с детьми занимались таким обычным делом как продолжением узоров по клеточкам.
У нас, правда, были треугольные клеточки, для разнообразия.
А игра называлась "работа", и за полностью выполненную работу дети получали целую палочку из 10 кубиков, а если работа была не очень аккуратная или с ошибками, то они получали 5-8 кубиков.
Поскольку все успели сделать по 4-6 узоров, то и кубиков набралось довольно много у каждого.
(Моя-то задача была как раз в том, чтобы помочь им считать десятками, называть правильно числа второго и третьего десятка и тп)
Дети играли охотно, сами старались сделать работу "на 10", сами пересчитывали по много раз, сколько они уже "заработали".
Но при этом они отлично понимали, что это - игра, и сейчас мы переключимся на новую игру, а эти "заработанные" кубики все сложат снова в коробочку, и будут играть уже во что-то другое.
Были ли эти кубики отметкой в школьном понимании? Скорее всего, нет.
Но наличие поощрения детей радовало, они старались сами найти баланс между быстрой халтурой и слишком долгим вырисовыванием каждой чёрточки.
Они сами старались, каждый - на своём уровне, у меня и задачи были приготовлены очень разные по сложности.
И одни дети просили: "Дайте мне посложнее! Я хочу самую сложную сделать!", а другие просили "А мне надо попроще, я с этой не справлюсь!"

В целом я практически не пользуюсь никакими поощрительными штуками, типа наклеек или печатей, которые дети получают за выполненное задание.
Почему?
Наверное, потому, что мне хочется им показать радость от задачек, а не от наклеек.
И потом, я ведь каждому из детей даю задачку в соответствии с его уровнем, одному даю задание посчитать, сколько я пальцев показала, и показываю 3 + 4, а другому  2 +1, и обоих хвалю, если справились.

Что показывает школьная оценка?
Она показывает, что этот конкретный ученик освоил - или не освоил - некий средний уровень.
Но эта оценка не показывает его личный прогресс и никак не отражает интерес ученика к предмету.
Скажем, многие дети уже пришли в школу, умея читать и считать, и поэтому довольно странно ставить им оценки за то, что они давно умеют, и сравнивать их оценки с теми, кто только в школе начал всем этим премудростям учиться.
Помогает ли хорошая оценка отличнику?
Кому как, видимо.
Мне в начальной, да и в средней школе, оценки были "до лампочки", я всё делала запросто, но не привыкла напрягаться. Впрочем, меня и плохие оценки бы, наверное, не сильно мотивировали.

С другой стороны, если надо выполнить много рутинной работы, то можно придумывать всякие игровые способы её разнообразить.
Например, бросать 2 кубика, и в зависимости от того, что на них выпало, открывать именно ту страницу в учебнике (если выпало 3 и 6, то открывать стр 36 или 63, на выбор), и с этой страницы делать две любые задачи, опять же, на выбор ученика.

На математическом кружке я много раз замечала, что лучше всего занимаются те дети, которые пришли сами, не "из-под палки".
Они решают задачки не ради отметок (которых мы и не ставим), а ради радости от найденного решения.

Любой, даже самый интересный урок, любое приятное ребёнку занятие, можно испортить, сделав его обязательным.
Вот попробуйте установить жёсткий контроль над тем, как ребёнок играет в Лего или рисует,
попросите отчёта, потребуйте непременно рисовать не меньше 3 новых картинок или собирать не меньше 5 новых построек к назначенному сроку - и Лего (или рисование), будет заброшено очень скоро.
В игре ребёнку очень важно самому ставить себе задачи и сроки. Или не ставить сроки, а просто играть - ради процесса. Это не значит, что дети не учатся в игре. Ещё как учатся! Но они сами выбирают темп и материал для обучения...

Думаю, должно сработать и если человек играет в игру на компьютере: установите требования "Ты должен за сегодня непременно дойти до такого-то уровня за такой-то срок!" - и ребёнку вскоре это занятие станет противным.

Меня недавно спрашивали, как правильнее всего заниматься по книге "Математика в твоих руках", надо ли заставлять ребёнка решать все задачи из каждого раздела?
Я даже не сразу нашлась, что ответить.
Мы эту книжку делали для радости, её можно решать в любом порядке, перескакивая с одного раздела на другой, заглядывая в пояснения - или не заглядывая. Это же не школьный учебник, а книжка для удовольствия!
Я была бы в ужасе, если бы мне сказали, что детей заставляют по этой книжке решать всё подряд!

Считаете ли вы правильным поощрять любые занятия ребёнка наклейками, звёздочками, пятёрками?
В каких областях эта система "звёздочек" работает для вас самих?
А для ваших детей?
Previous post Next post
Up