"Союз Спасения" . Красивы, но страшно далеки от народа.

Dec 30, 2019 14:21

Вчера посмотрели "Союз Спасения".
История декабристов мне всегда покоя не давала, очень лично, очень больно. Правда, больше в том, что касается их жен, но об этом как-нибудь в другой раз. В любом случае, в тему я погружена давно, так что ничто из показанного откровением не стало. Другое дело, как именно. Ведь не секрет, что кино показывает все близко, начинаешь верить, сопереживать...



Актеры старались, это видно. Да все старались, что уж тут. Я как человек, связанный с кинематографом, не могу не оценить эту огромнейшую, кропотливую работу невероятного количества людей! Знаю же, каково это. И то, что на них обрушился теперь шквал критики... ох. Желаю всем причастным сил и терпения это переносить. Художники по гриму, композиторы, декораторы, компьютерщики. Сколько литров кофе выпито бессонными рабочими ночами, сколько сигарет выкурено в курилках на студии и на площадке. Сколько, наконец, щек и носов заморожено на съемках! Натурально, что и говорить... В декабре 1825-го им было так же холодно.

Конечно, подкачал сценарий. Эта попытка "впихать невпихуемое" - она всегда обречена на провал. ПОчему-то наши считают, что все исторические события надо показывать с тем размахом, с которым они происходили. Тяга эта к гигантомании нас губит. А ведь были локальные фильмы про войну, были. То же "Иваново детство", то т же "Иди и смотри"... Чтобы показать человеческую трагедию, не нужно толп массовки и пышных плюмажей, правда - она в бедах каждого отдельного человека в мясорубке истории. А здесь - слишком много действующих лиц. Их вон, даже титром подписывать пришлось, как в новостном сюжете...

Я смотрела фильм и думала: как история восстания выглядит только с точки зрения Пестеля? Муравьева-Апостола? Они ведь даже близко не были в тот день в Петербурге, для них все началось и закончилось там, далеко-далеко, в небольших домах, в хижинах, где расквартированы полки, в гостиных и каминах, где горели их проекты конституций и перепланировок России. А страна - она у нас такая, темная, дремучая, неповоротливая. Она как огромное озеро, пруд, затянутый ряской, и все эти люди - не более чем камни, бултых! - круги пошли, ряска заколыхалась, и через минуту словно и не было ничего.



Остановиться бы только на истории Пестеля, этого резкого и непримиримого человека. Или на истории Сергея Муравьева-Апостола, который больше всех из показанных личностей тянет на главного героя. Чтобы мы не ломали голову, кто эта очаровательная девушка с ямочками в исполнении Софьи Эрнст, не догадывались, жалко ему было ее оставлять или так себе. Кто эти люди, кроме масок? Не хватило экранного времени, ведь там еще и баталию, и Исаакий в лесах, и василисковые глаза Николая в исполнении Ивана Колесникова показать надо... Всего и не успеть. Ну не укладывается история, заваренная целой когортой вольнодумцев и вылившаяся в кровопролитие с 1200 жертвами, в одно повествование! Оттого и неровно все, сумбурно, скачками, будто один красочный, двухчасовой с лишком, трейлер.

В голове долго еще играла главная тема, оркестровка "Видишь там, на горе возвышается крест..." - здорово, кстати. Еще почему-то вспомнился "Романс" Сплина, но это уже мое, личное, у меня всегда эта песня смыкается с декабристами. Видимо, из-за слов "На площади - полки".

Читала в рецензии одной, что это якобы "идеологически подлое кино". Ну, не знаю, ничего подлого я там не углядела. Кто такие декабристы? Герои? Офицеры, поставившие под пули своих людей? Под свои же, русские пули. Зачинщики гражданской войны. Они мятежники, люди, замыслившие и готовившие военный переворот в стране, где это каралось смертной казнью. Вот они и получили. И чудо, что повесили всего пятерых. Человек, играющий со спичками, рано или поздно затеет пожар, и вопрос, уцелеет ли в пожаре его собственный дом. Хотели как лучше? Может, и хотели. Не всем же потом править, как Кромвелю или Робеспьеру...

Да, умницы и красавцы. Да, герои войны 1812 года. Но на войне они как никто должны были понять ценность человеческой жизни. А тут - несколько минут картечи, и более 1200 мертвых людей, частью застреленных, частью утопленных в ледяной Неве (ведь говорят же, что поскольку Николай отдал приказ, чтобы к следующем утру никто не напоминало о восстании, людей - мертвых и еще не-мертвых - заталкивали под лед). И люди эти - не те, что попивали шампанское и в тесном кругу обсуждали перспективы и реформы. Нет, это были обычные солдаты, мятежные полки, не знавшие значения слова "конституция". Мужики, служаки, часто битые, долго мерзшие, годами недоедавшие. Родившиеся в крестьянских семьях и отправленные на 25 лет государевой службы. Только вдумайтесь. 25 лет, ни жены, ни семьи, только смотры, муштра, пешие переходы, стертые в кровь ноги, отмороженные пальцы - и в конце вот это. Сенатская площадь и офицер, который все решил за них.

Декабристы... Как они могли не знать своих людей, свой народ? Как они могли знать и все равно это все затеять? Да уж дворцовые перевороты - всяко человеколюбивее! Придушить одного императора, чтобы воцарился другой - и то гуманнее, чем выводить полки под пули. Нет, не гуманнее. Одна жизнь - это одна. Человеческая. Жизнь. Дороже этого нет в мире ничего.

Сколько ни размышляю, всегда прихожу к одному и тому же выводу: я против войны. Я против революции. Я за реформы. Муравьев-Апостол - ну умница же! Ученый человек. Да все они там были умницами. Ну станьте вы государственными деятелями, ну будьте министрами, как Витте, как Столыпин. Нет. Молодые и горячие, "до основанья, а затем..." Ну-ну. Сами того не желая, они своими костями, захороненными в неизвестной могиле, стали фундаментом для возникновения Охранки - Третьего отделения, тайной полиции. Не будь Николай I так вразумлен этим кровавым вступлением на престол, может, и реформы Александра Освободителя прошли в России раньше. Тоже, поди, не дурак был, образование такое же, как они, получил, и по заграницам ездил, видел.

Хорошо,конечно, рассуждать, сидя на московской кухне в преддверии Нового 2020 года. Имея перед глазами и опыт декабрьского восстания 1825, и наши прекрасные 1905 и в особенности 1917. А дальше в истории России - как кровавая пелена, все застилает. Вот они, революции. Кровь и неразбериха, когда одна рука не знает не только, что делает другая, но даже где та другая находится... Может, все дело в нашей неповоротливой стране, что "разметнулась на полсвета?" Куда ее поднять на дыбы, ее заставить ворочаться-то почти невозможно. Чай, не Лихтенштейн. И даже не Франция.

Грустно это все.
Но хорошо, что фильм появился. Какой уж есть, все лучше - хоть новые люди, "Звезду пленительного счастья" в глаза не видевшие, узнают для себя что-то новое. Что были такие:

Павел Пестель
Сергей Муравьев-Апостол
Кондратий Рылеев
Михаил Бестужев-Рюмин
Петр Каховский

А потом их не стало.



декабристы, кино, союз спасения

Previous post Next post
Up