У фильма «Чемпион мира» вышедшего в самом конце 2021-года есть ряд достоинств!
Кадр из фильма «Чемпион мира» / Централ Партнершип
Первое: актер Константин Хабенский внешне иногда напоминает Виктора Львовича Корчного.
Второе: в фильме нет Данилы Козловского и его отвратительного сакрального шепота.
Третье: есть Федор Добронравов и его не и с кем не перепутаешь - все тот же Федор Добронравов, разве что «шо» ни разу не сказал.
И на этом с достоинствами фильма, пожалуй, все.
Смотреть эту очередную копропродукцию от михалковской Тритэ, конечно же при поддержке Фонда кино, невозможно, поэтому я и не досмотрел.
Просто бросил, закурил и решил предупредить человечество - не стоит оно двух с половиной часов вашей бесценной жизни.
Такой кины в последнее время, от этих известных производителей столь много, что уже можно было бы и не реагировать - дело привычное. Но тут все же о шахматах - вот поэтому я и попробовал.
Насторожило сразу же! С первой же сцены: по залу вальяжно, с сигареткой в зубах бродит Виктор Корчной, небрежно переставляя фигуры на досках своих заведома слабейших соперников. Так, если верить старым советским фильмам фашисты ходили.
А вот и мальчик, похожий на ангела или херувима, которого те самые киношные фашисты небрежно гладили по головке и приговаривали «Зер гуд мальтчык!». И этот мальчик - будущий чемпион мира Анатолий Карпов.
Дальше включается тема хитрожопых и трясущихся за свое место чиновников от спорта. Тема, успешно освоенная в «Легенде №17» и в фильме «Движение вверх». Показана и корыстная натура Корчного - все мотивы, побудившие его покинуть страну (если верить авторам фильма) - денег в кассе дали маловато, и характер у героя был скверный.
А ведь отъезд из страны был нелегким выбором - почитайте того же Бронштейна.
Фильм «Чемпион мира» смело можно считать триквелом. Продолжением серий фильмов о победах советских спортсменов.
Вся та же бодяга - простой и честный парень любит свою страну, рвется в бой, а чиновники от спорта, опасаясь, как бы чего не вышло, готовы сделать все, чтобы, не дай бог, наш парень не проиграл.
О матче в Багио написано и рассказано многое. Все это не является никакой тайной. Свободно в сети можно найти и книгу Виктора Корчного «Антишахматы», можно прочесть и
воспоминания Давида Бронштейна о том матче противостоянии двух систем.
Вот, например, отрывок:
....странный матч в далёком Багио, перед которым чуть ли не каждого гроссмейстера не то попросили, не то обязали раскрыть Карпову как можно больше своих дебютных секретов. Вплоть до того, что из Лейпцига вызвали В. Ульмана, заставив выложить все нюансы его любимой французской защиты. А затем направление на Филиппины неслыханной группы поддержки в полтора десятка человек, куда входили журналисты-гроссмейстеры от разных газет, повара, врачи, конечно, руководители делегации и даже некий таинственный парапсихолог. В эпоху гласности ещё никто не спросил, во что обошлась казне эта экскурсия. Ничего этого в фильме, разумеется, нет, но есть какой-то дикого вида мужик, который сидит в зале и сверлит жуткими глазами чемпиона мира Карпова.
То есть создатели фильма перевели стрелки - по их версии колдуна первым привез Корчной, а наши защищались.
Дальше пошла по экрану совсем уже какая-то несусветная чушь - Толя Карпов один и без охраны отправляется в какой-то вертеп, где проходят петушиные бои, чтобы перетереть базар с Виктором Корчным о патриотизме.
Тут я и выключил телевизор. Почему фильм совсем не конфетка, хорошо рассказал профессионал кинокритик Тимур Алиев.
Вот цитата, для тех, кому лень читать все:
Не «отстает» и отчаянно карикатурный образ Виктора Корчного - талантливого игрока и, между прочим, одного из старейших гроссмейстеров в истории (одна из последних игр Корчного состоялась в 2015-м, за год до смерти). То ли продюсерам фильма отчаянно нужен был яркий представитель сил тьмы, то ли сказалось то, что консультантом проекта был сам Карпов, на протяжении многих десятилетий испытывавший к оппоненту калейдоскоп негативных чувств - противник молодого советского чемпиона мира выглядит как пациент психиатрии, причем содержащийся на этаже для особо буйных пациентов. Хабенский, который воплотил образ Корчного на экране, отличается не вполне свойственной ему экспрессией, то и дело пускаясь во все тяжкие эмоциональных всплесков и абсурдных поступков. Добавлю, что всех непростых о взаимоотношениях Карпова и Корчного - и тот и другой все-таки любили шахматы.
А эти, прости господи, кинематографисты ни шахматы не любят, ни зрителей своих - так, чиста бабла срубить, слепив очередную агитку о славном СССР.