По местам былых сражений

Dec 18, 2021 12:35


Сейчас на рыбалку -  и лед слабый, и ни здоровья, ни азарта былого. Только и остается, что вспоминать о местах былых сражений.



Вид неба Великого Княжества Литовского

Рыбачил, конечно же, и на Нещердо.



Деда, из аборигенов, помню - под мартовским солнцем со слезящимися от ветра глазами он мне с тоской и восторгом в голосе сообщил: "А каких окуней я тут ловил!!"



Озеро Нещердо. Фото Сергея Плыткевича.

Помню, что на острове жил рыбак Родька - герой рассказов Яна Борщевского, родившегося в деревне Мураги. На снимке ее не видно, но она - слева.  Так что остров, у которого нет никакого официального названия для меня лично - не безымянный. Для меня - остров Родьки.

Помню и тот большой полуостров, что виднеется вдали. Он сильно выдается в озеро, и связан с берегом узким перешейком. (Ах, каких окуней я возле него ловил!)

На том полуострове когда-то крепость стояла - московиты построили. Давно уже там ничего нет - только лес густой. Но она была.

442 года назад, 13 декабря 1579 г. наши полоцкие хлопцы ее взяли и московитам звездюлей наваляли.

Источники сохранили две версии тех событий. Первая версия - героическая, как мне кажется. Победная реляция, в общем.

Мацей Стрыйковский рассказывает:

Того же года декабря месяца 13 дня Ян Дорогостайский Монивид, воевода полоцкий, замок Несцерду, недавно московцами укреплённый, захватил и сжёг, где четырёх воевод, а мужчин, женщин и детей 1000 наши в плен взяли, а от меча и от огня, когда замок со всех сторон загорелся, 2000 московцев, упорно, но тщетно обороняющихся, погибло.

Версия вторая - поучительная.

Рейнгольд Гейденштей приводит иную версию событий:

В то время, как король находился в Варшаве, он получил известие о том, что Нищерда [...] покорилась его власти. Вначале, когда московский царь взял Полоцк, то он увел всех тамошних дворян и всех крестьян в московскую область; потом, когда уже укрепилось за ним владение этой областью, он, полагая, что у туземцев от долгого времени пропала любовь к прежнему управлению, снова поселил на прежних землях некоторых из них, и в том числе некоего Коссонского, выдававшегося над крестьянами не столько телесною силою, но и умом, вместе с его сыновьями и братьями, также весьма сильными людьми. Лишь только Полоцк воротился под власть короля, Коссонский стал измышлять, как бы ему возвратиться с некоторой почестью к прежней власти. Он указал полоцким казакам, в каком положении дела неприятелей. Когда последние, с разрешения воеводы полоцкого, в назначенное Коссонским время подступили к Нищерде, то они нашли, что окопы, как предупреждал их Коссонский, даже не окончены, и без всякого труда овладели этой крепостью.

Чему, ребята, учит нас история, рассказанная Рейнгольдом Гейденштейном?

Правильно, ребята, она учит нас тому, что сколько не корми нашего хлопца хлебами московскими, все равно его в родные края тянет. Учит так же тому, что мозги - это реально круто!

Ну, а то, что московцы даже окопы толком не доделали - ну, так это ж метафизическая безалаберность и лень жителей тамошних земель.

Не, если бы сам Иван Грозный с проверкой приезжал, доделали бы окопы, ну а так - просто забили. Не к спеху, мол. Вот и ....

Цитаты - из доклада  Дмитрия Олеговича Виноходова. Загадки Яна Барщевского: "Памяць Нешчарды не стыне…"

Файл PDF можно взять здесь. Увлекательнейшее чтение! 

История, Рыбалка, литература

Previous post Next post
Up