Dec 27, 2011 16:21
Наконец-то дочитала "Романтический монтаж" А. Каменского! Впервые я взялась за эту книгу 3 года назад, когда училась на последнем курсе института при подготовке к экзамену по послевоенному советскому искусству, тогда я прочла лишь главу о суровом стиле и осталась очень довольна. Недавно решила прочесть книгу целиком. Первые два очерка "Праздничный мир революции" и "Композиционные системы ОСТа" прошли на одном дыхании, написано очень убедительно, видно, что каждая мысль обдумана, к каждому тезису приведено доказательство. Конечно, есть и занудные описания, но они не раздражают, т.к. оказываются в меньшинстве по сравнению с очень толковым анализом и точными, на мой взгляд, замечаниями по поводу культурной среды и эпохи, когда произведение было создано. Остановись я на этих двух очерках - и книга бы оставила самые светлые воспоминания. Но как только автор переходит к анализу творчества своих современников, его изложение превращается в одно сплошное описание картин: кто где стоит, кто как смотрит, у кого какие отношения и т.д. Он пытается во всем видеть метафоры и символы и, самое неприятное, - обнаруживает, как тот или иной художник выразил в своих работах предчувствия близкой гибели или болезни. Так много пустых, ненужных слов, рассуждений о любви к родине или о том, что почувствовал автор книги, глядя на описываемые работы. Я всего этого не чувствую, а про любовь к родине знаю не хуже него, хочется больше узнать об искусстве, а об искусстве ничего там и нет.... Возможно, меня всё так раздражает, потому что узнаю в изложении Каменского свой непрофессиональный стиль, а может быть ещё и потому, что в памяти возникает застойная и унылая атмосфера Суриковского института, где такой вот легковесный нарративчик приходилось слушать пять лет на большинстве лекций. В конце концов я решила, что "Романтический монтаж" следует читать не как научное исследование, а как памятник своему времени, произведение, показавшее работу искусствоведческой мысли в 70-80 годах. Очень хочется научиться писать иначе, выйти за пределы застывшей во времени школы, отбросить шаблоны и штампы, а, главное, начать мыслить широко и свободно.
читаю