ПРОХАНОВ Александр 14 октября, в день, когда православные празднуют день Покрова Пресвятой Богородицы, в городе Орёл торжественно открыли первый в стране памятник первому русскому царю Ивану Грозному.
Конный памятник установлен возле Богоявленского собора, где сливаются реки Ока и Орлик. В 1566 году на этом месте по приказу Ивана Грозного была основана крепость Орёл.
Министр культуры России Владимир Мединский не стал посещать церемонию, однако прислал письмо по случаю открытия памятника, в котором назвал царя одной из «наиболее противоречивых и вместе с тем выдающихся фигур отечественной истории». Глава ведомства выделил роль Ивана Грозного в укреплении государства. По его словам, установка монумента Ивану Грозному - это «признание преемственности всех этапов нашей истории».
В свою очередь глава региона Вадим Потомский, в ходе встречи с Председателем Изборского клуба Александром Прохановым, сказал: «Я благодарен всем жителям Орловской области, которые поддержали идею установки памятника великому русскому царю Ивану Грозному». Потомский отметил, что установка памятника является значимым событием не только для Орловской области, но и для страны в целом.
Экспертные оценки
Александр Проханов: Ненавистники России только и делают, что чернят нашу историю. Перестройка - это сплошная тьма, которая обрушилась на всю нашу историю: не только на Советский Союз, но и на Рюриковичей, и на Языческую Русь. Сейчас мы выбираемся из-под тех обломков, которые наворотили во время этой чудовищной перестройки. И установка в Орле памятника первому царю всея Руси Ивану Грозному - одно из свидетельств нашего вызволения.
Иван Грозный основал чудесный град Орёл, повелев построить крепость на южных рубежах царства. С тех пор Орёл постоянно отбивает нашествия татарских ханов или дикой степи, поляков или фашистов. Близ Орла состоялась грандиознейшая битва Великой Отечественной войны. В Орле родились величайшие произведения русской культуры - здесь творили Лесков, Тургенев, Бунин. Орёл - это плодоносящая ветвь русской государственности. Установка памятника великому государственнику Ивану Грозному в городе, который он основал, - это совершенно необходимое дело. Большинство русских людей, православных людей, людей искусства, в том числе и я, абсолютно поддержали эту идею.
Что касается личности и деяний Ивана Грозного. Для русского сознания государство является понятием священным. Государство священно. Как только Россия теряет государство, как только к России приходит слабый, вялый, дурной государь и правитель, - распадается страна, наступают несчастья, беды, мы теряем гигантское количество людей, времени, ценностей. Поэтому в русской истории так ценятся князья, цари и генсеки, которые государство создают, которые делают его спаянным, которые его заслоняют и защищают от бед, которые его украшают памятниками и святыми. В русской истории было три реальных государя, которые сложили наше великое государство - более того, не просто сложили, они его и модернизировали. Это Иван IV, Пётр I и Иосиф Сталин. Именно Грозный создал великую империю до Тихого океана. Грозный уничтожил стратегических врагов и соперников. Грозный провёл модернизацию и создал новую элиту. Он создал элиту Басмановых в противовес продажному боярству, он создал народную гвардию. Грозный поставил величайший в мире памятник, храм Василию Блаженному - образ русского рая. Правление Грозного закончилось созданием великой империи между трёх океанов. И это империя, в которой мы живём поныне.
Либеральная общественность устраивала скандал за скандалом до установки памятника и не собирается успокаиваться и после воздвижения монумента. Она скорбит по поводу любого проявления русской государственности. Ей бы ставить памятники не Ивану Грозному, а Курбскому в окружении ляхов. Но инициаторы установки не поддались на провокации. Хай, который либералы подняли вокруг памятника, был преодолен упорной, твердой позицией патриотической общественности Орла, властей, губернатора. Бог дал им силу, и они не дрогнули.
Но и ряд патриотов считают, что памятник не надо было воздвигать - это-де ведёт к расколу в обществе. Но ведь это чаяние моей газеты, моих друзей - соединить красных и белых, кончить вековую распрю. Сколько было для этого сделано! Я встречался и беседовал с митрополитом Волоколамским Иларионом на эту тему - не помогло. В какой-то момент втыкают некий клин, и опять всё взрывается. Мы сейчас живём в эпоху мощнейшего идеологического противостояния. Мы идеологизированное общество, и все наши благие пожелания: «Братья, давайте жить дружно, любите друг друга», - не сбываются.
Вот-вот грянет взрыв. Сейчас опять стоит вопрос о судьбе Государства российского. И в эту пору идеологическое противостояние приобретает новые, абсолютно актуальные формы. Снова схлестнулись сегодняшние наши западники, которые в ужасе от того, что Россия двигается навстречу западным ударам, - и патриоты, которые понимают, что сегодня государство находится в состоянии угрозы. И схватка между сильной рукой, которая спасала каждый раз государство, которая модернизировала государство, и слабой рукой, при которой было много добрых слюней и государство падало и разрушалось, - эта схватка актуальна. Слабая рука Николая II, слабая рука Горбачёва - «добрых царей» - разрушила империю. Поэтому сегодня Ивана Грозного поставили не только потому, что он основал Орёл, не только потому, что он был набожный человек, и не только потому, что он был гениальным писателем и распевщиком - а потому, что в народе живёт чаяние сильного человека, который готов провести модернизацию. Мы страшно опоздали с этой модернизацией. Слабая модернизация уже не будет возможна. Будет мобилизационная модернизация.
Идёт схватка исторических ценностей. 14 октября 2016 года, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы, я присутствовал в Орле при зарождении ещё одного праздника - дня воздвижения первого памятника Ивану Грозному, русскому герою, царю не от людей, а от Господа. В беседе с орловским губернатором Вадимом Потомским я сказал, что полтысячелетия назад Иван Грозный был одним из величайших лидеров, которые вели политику, способствующую укреплению могущества Российского государства. А теперь, после установки памятника, он вновь врывается в современность. Грозный самодержец на коне, с крестом и мечом, вновь становится в ратный строй, вновь поучаствует в грядущих битвах за наше спасение и величие.
Источник