Эксперты комментируют итоги XXIII Петербургского международного экономического форума
«Не могу обойтись без слов благодарности в адрес Вашингтона. Своими запретами американские коллеги прикладывают существенные усилия для того, чтобы наш форум оставался крупнейшим мероприятием в календаре ведущих бизнесменов всего мира», - сказал по завершении XXIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) советник президента РФ Антон Кобяков. Вопреки корпоративным усилиям Запада в санкционном давлении на Россию нынешний ПМЭФ побил рекорды по числу участников почти за четверть века своей истории.
На конгресс приехали более 19 тыс. человек из 145 стран. По словам А. Кобякова, американская делегация на форуме стала второй по числу участников после делегации Китая - 520 человек. Он также отметил многочисленность британской делегации и не без иронии заметил: «Целый год они тренировались с именем России на устах, но тем не менее приехало 312 человек».
Программа форума, сообщил А. Кобяков, была составлена на основе тщательного анализа современных тенденций в развитии всех отраслей глобальной экономики. Благодаря работе экспертов, ученых, профессиональных и общественных объединений дискуссии в рамках деловой программы ПМЭФ ежегодно становятся ключом к решению важнейших проблем мирового экономического развития. Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев говорил о заинтересованности иностранных инвесторов в национальных проектах России. Он отметил, что «многие из инвесторов называли конкретные национальные проекты, такие, как “Здравоохранение“, и конкретные проекты, которые они планируют реализовывать». Ранее газета «Известия» со ссылкой на «Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы» аудиторско-консалтинговой компании EY передавала, что Россия вошла в топ-10 стран, которые лидируют по числу проектов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Европе.
В общей сложности в ПМЭФ поучаствовали 1,3 тыс. иностранных и более 2,5 тыс. российских компаний, события форума освещали почти 5 тыс. журналистов со всего мира. Количество партнеров форума также превысило почти в 1,5 раза прошлогодний показатель - ПМЭФ-2019 поддержали 148 компаний, среди новых - две крупнейшие компании Саудовской Аравии, а также Qatar Airways, Facebook же выступил рекламодателем форума.
Всего на форуме заключили 650 соглашений на общую сумму в 3 трлн 100 млрд рублей. «Мы учитывали только те соглашения, которые не являются коммерческой тайной», - сказал Антон Кобяков, значит, реально эта сумма больше.
При этом нельзя забывать еще об одном важном аспекте - ПМЭФ является не только инструментом для координации бизнеса, но и площадкой для международных переговоров, в том числе на уровне глав государств.
В ПМЭФ-2019 участвовали президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, президент Болгарии Румен Радев, премьер-министр Армении Никол Пашинян, премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, президент Республики Молдова Игорь Додон, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации Алексей Пушков заявил, что слово «изоляция» применительно к России нужно забыть. По его мнению, с которым вынуждены будут согласиться даже скептики: «Участие в ПМЭФ лидера Китая, генсека ООН, глав ряда стран Европы делают его крупным политическим событием».
А что мы видели раньше? Интересующихся становилось всё больше, но их осторожность в условиях санкций вела к уменьшению сумм контрактов. Сегодня картина иная. Такой факт: на нынешнем форуме правительства России и Германия впервые после введения санкций подписали декларацию о намерениях по экономическому партнёрству. Впервые после присоединения Крыма к России в пресс-релизе по этому поводу говорится: «Документ закрепляет намерения расширять взаимовыгодное двустороннее сотрудничество в области экономической политики».
То, что это было сделано не в рабочем порядке, а именно на форуме - знак всему миру, и прежде всего США.
В закрепление достигнутого эффекта Владимир Путин дал понять, что санкциями Россию сломать не получится. Цена на нефть в районе 60-65 долл. за баррель вполне приемлема, из Венесуэлы Россия не уйдёт, а если ЕС отменит санкции, то Россия ответит тем же.
Разумеется, подписание контактов готовилось не на форуме, но форум - прекрасная международная площадка для показа возможностей политики.
Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая с речью на пленарной сессии Форума, подчеркнул:
«На фоне того, что сегодняшний мир находится на пороге колоссальных перемен, которых не было уже около ста лет, верным выбором послужит объединение усилий сторон и сотрудничество во имя взаимного выигрыша. С глобальной точки зрения, устойчивое развитие представляет собой наивысшую точку соприкосновения интересов разных стран и наилучший исходный пункт для проведения сотрудничества». Естественно, возникает вопрос: каким в этом контексте может быть сотрудничество с Россией?
Накануне форума состоялась встреча Си Цзиньпина и Владимира Путина. В комментарии агентство Синьхуа, которое всегда выражает официальную позицию руководства Китая, было отмечено, что главы государств приняли решение поднять уровень отношений между двумя странами.
В главном итоговом документе встречи двух лидеров «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» сказано:
«Российская сторона поддерживает инициативу “Один пояс, один путь”. Китайская сторона поддерживает продвижение интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Стороны активизируют согласованные усилия по сопряжению формирования ЕАЭС и “Одного пояса, одного пути”. Китайская сторона поддерживает инициативу формирования Большого Евразийского партнерства. Стороны считают, что инициатива “Один пояс, один путь” и идея Большого Евразийского партнерства могут развиваться параллельно и скоординировано, будут способствовать развитию региональных объединений, двусторонним и многосторонним интеграционным процессам на благо народов Евразийского континента».
Думаю, это больше чем формулировка новых отношений, это - формула, которая дает достаточно полное представление о направлениях и структуре взаимодействия двух стран как минимум на среднесрочную перспективу.
На форуме практически было заявлено, что двустороннее китайско-российское партнерство приобретает совершенно новое качество.
Советник президента России Сергей Глазьев говорил, в частности, «что Россия теперь может изучить китайский опыт и «попытаться пристегнуться к китайскому экономическому чуду, поскольку Китай сегодня реальный локомотив развития мировой экономики».
Некоторые аналитики отнюдь не ради красного словца успели уже назвать выступление Владимира Путина «вторая Мюнхенская речь». Его слова, кстати, не оставили никаких сомнений в новых подходах России к внешней политике.
Можно сказать, что он огласил доктрину глобального противостояния с США.
Фактически было заявлено, что, объединяясь с Китаем и той частью мира, которая давно хочет избавиться от американского диктата, Россия бросает вызов тоталитарной системе, выстроенной Западом под руководством англосаксов
Этот выбор буквально выстрадан нынешней политической элитой России. Точнее, как сказал один публицист, выстрадан ее авангардом, ее ведущими группами, теми, кто входит в ближайшее окружение Путина и строит свое могущество при опоре на государство, его мощь и суверенитет.
Но, как выяснилось, далеко не все наши «верхи» разделяют эту позицию, которая, казалось бы, в нынешних условиях является единственно верной, обращенной к благу народа и государства.
Одну из помех в реализации экономических реформ некоторые участники форума, как ни странно, нашли в национальных проектах. (Помните майские указы президента Владимира Путина?) Национальные проекты при отсутствии структурных изменений в российской экономике могут нанести ей вред как обилие еды больному, заявил президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. Он пояснил, что нацпроекты - это прежде всего расходы. «А расходы без структурных изменений как минимум менее эффективны, как максимум - они могут быть вредны, в том числе тем, что они скрывают настоящие проблемы», - сказал бывший замминистра экономического развития.
«Нацпроекты даже при выстраивании эффективного менеджмента со стороны государства - это большой вызов», - заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Опасность, по ее словам, заключается в том, что власти могут потратить на них слишком много денег из бюджета, чем сведут на нет многолетние усилия регулятора по борьбе с инфляцией (???). Первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов добавил, что государственные вливания могут ненадолго оживить экономику, но добиться стабильного роста с их помощью не получится. «Мы только на самом деле раскручиваем национальные проекты», - сказал он, отметив, что этот процесс будет медленным.
Традиционный «Завтрак Сбербанка» с участием крупного капитала и раньше использовался Германом Грефом как возможность проявить фронду, но в этом году он превратил его, как написали некоторые СМИ, в «Завтрак заговорщиков».
Фактически на нем прозвучало заявление, что наши миллиардеры не намерены вкладываться в нацпроекты и развитие страны без запуска очередной Перестройки.
От приснопамятных «перестроечных реформ» Горбачева Россия еще не отошла полностью, а ей предлагают опять окунуться в «смутные времена». При этом депутат Госдумы Андрей Макаров признал, что в «загашнике» у крупного бизнеса имеются огромные запасы наличных денег («на счетах компаний 28 трлн рублей»), но они их, мол, «боятся« инвестировать и не будут этого делать, пока «главным экономистом страны» остается Бастрыкин (глава Следственного комитета РФ).
От таких заявлений даже Антон Силуанов пришел в столь сильное изумление, что непривычно для себя выступил против олигархов:
«У бизнеса существует какой-то нигилизм в своих действиях - «все плохо». У Александра Николаевича (Шохина, председателя РСПП) крупный бизнес огромные прибыли имеет. Прибыль растет, прет просто на глазах. Бизнес у Алексея Репика (владелец компании «Р-фарма») - супермаржинальный, МСП - создаются новые режимы налоговые, льготы, развивается все. Но “все плохо”, все не так, недорабатываем мы. “Не буду вкладываться”, - говорят».
По словам Силуанова, «у нас есть бизнес, который по старинке работает. Заработал - за границу, в офшор», есть также «бизнес, который ждет льгот» и «третий бизнес есть, который работает. Вот на него и надо делать ставку».
И это говорится в то время, когда в связи с возможным расширением санкций, препятствующих росту российской экономики в среднесрочной перспективе, даже Всемирный банк (ВБ) в числе факторов, которые «могут оказать позитивное воздействие», указывает «национальные проекты, направленные на развитие человеческого капитала и повышение производительности» «в зависимости от того, насколько успешно они будут реализованы».
Тем более трудно понять логику главы Счетной палаты Алексея Кудрина. По его мнению, в ближайшее время Россия не сможет превысить среднемировые экономические темпы роста (именно такую цель ставил перед правительством в майском указе 2018 г. президент Путин). «Пока наш потенциал роста - около 2% и ниже. Я предполагаю, что мы не достигнем планки в 3% и выше, чтобы выйти выше среднемирового роста», - отметил он. Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина в срочном порядке попыталась опровергнуть доводы Кудрина, выразив уверенность в том, что наша страна добьется необходимого роста экономики. Однако Кудрин не остановился. Он критикует арест основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви и заявляет, что из-за этого отток капитала из России удвоился, достигнув отметки в 40 млрд долл.
Еще более резким в своих оценках неожиданно оказался традиционно выступающий в роли «оптимиста от правительства» министр экономического развития Максим Орешкин. Он и вовсе допустил скатывание отечественной экономики к рецессии. Угрозу министр видит в неконтролируемом росте потребительского кредитования, из-за чего у Орешкина даже произошел прилюдно спор с Набиуллиной, категорически не согласившейся с «главным экономистом» России. Ранее, выступая на панельной сессии форума «Лидеры производительности: международный опыт в достижении национальных целей», в ответ на предложение модератора оценить по десятибалльной шкале ту сферу, в которой он трудится, министр экономического развития РФ Максим Орешкин поставил экономике России «тройку». (Любопытно было бы услышать, какую оценку ставит он себе лично?)
«Орешкин прекрасно понимал, когда шел на государственную службу сначала в Минфин, а потом в Министерство экономического развития, что выносить сор из избы, критиковать проводимую социально-экономическую политику и Медведева - это недопустимое дело, - считает экономист, член президиума Столыпинского клуба Владислав Жуковский. - Можно говорить про проблемы и трудности, санкции, но жёстко говорить о том, что экономика дышит на ладан, запрещено. Поэтому здесь Орешкин, что называется, заигрался и начал подставлять своего работодателя». И далее Жуковский заметил: «Либо министр уже не в себе, а его многочисленные выступления, кстати, показывают, что он не вполне понимает то, что происходит в стране, либо он в преддверии транзита власти пытается показать себя активным, бурным, деятельным, либеральным и не соглашающимся с тем, что происходит, и тем самым зарабатывает себе политические очки».
Думаю, прекрасно он все понимает, как и прочие оппоненты президента Путина. Точно так же понятно и нам, куда они намерены опять вести страну. Эту тему обсудил главный редактор «Аргументов недели» Андрей Угланов в беседе с экономистом и политологом Михаилом Делягиным. Некоторые выводы известного экономиста и критика существующей системы нельзя не процитировать. По мнению Делягина: «Наши либералы из правительства считают себя обслугой глобальных спекулянтов. Это рабы, которые служат хозяину, потому что это смысл их существования; Это не съезд мировой закулисы, это приезд контролеров за российским правительством, за российскими банками;
А у нас не только экономикой, у нас стратегией развития страны занимаются рабы глобальных спекулянтов; Время глобальных либералов прошло, приходит время патриотов.
Можно опоздать навсегда; Здесь вопрос о существовании страны...».
Российский общественный деятель и писатель Николай Стариков, принимавший участие в ПМЭФ-2019, считает, что проблема патриотического движения на сегодня состоит в неоформленности этой идеологии в политико-экономическую идею государства.
«Экономический дискурс ещё с момента крушения Советского Союза полностью оказался в руках определенного либерального мейнстрима, полностью поддерживаемого и совпадающего по своей направленности с западной точкой зрения. Это заметно сегодня и на ПМЭФ», - заявил Стариков изданию EADaily. Он также отметил, что партия «Единая Россия» в экономике, по сути, придерживается того же подхода, что и Запад. «Приватизация, либерализация, сокращение роли экономики - все то же самое, никакой разницы нет», - отметил он.
Неолиберализм должен быть объявлен мертвым и похоронен. Так считает американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц.
По его словам Стиглица, после десятилетий стагнации следует признать неолиберализм провальным - снижение налогов для богатых, дерегуляция рынков труда и товаров, финансиализация и глобализация привели к замедлению роста мировой экономики. Вместо неолиберализма, считает экономист, необходим «прогрессивный капитализм», который основывается на четырех приоритетах: восстановление баланса между рынком, государством и гражданским обществом, научные исследования и социальная организация ради общего блага, борьба с монополизмом и разрыв связи между экономической властью и политическим влиянием. Капиталистические реформы должны начинаться с сокращения влияния денег в политике и уменьшения неравенства, резюмирует Стиглиц.
Механический импорт в Россию западных институтов не принесёт стране экономического прогресса, уверен доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук Олег Комолов. Об этом он заявил 6 июня корреспонденту ИА REGNUM, комментируя слова главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина о том, что «при нынешнем качестве институтов, в том числе государственного управления, у нас нет возможности для серьезного прорыва». «Это мне напоминает дискуссии, которые шли в Российской империи в начале XX века. Все прекрасно понимали, что нужна индустриализация, электрификация, образование массовое. Но сделать этого никто не мог, потому что структура правящего класса была такова, что те, в чьей собственности находились активы Российской империи, не были заинтересованы в реальной модернизации». Ровно то же самое, по мнению Комолова, происходит сейчас в РФ.
Но, думаю, самое неприятное во всей этой истории, это отсутствии единства власти.
Причем, как видим, разногласия будто специально выносятся на суд мировой элиты. И в конечном итоге все может получиться, как в известной басне Крылова: «А вы друзья как ни садитесь…» Но есть у него еще одна басня, где звучат и такие слова, и мы тоже хорошо их помним: «Чтоб там речей не тратить по-пустому, // Где нужно власть употребить».
Для начала, будь на то моя воля, я бы поставил вопрос так: «Если вы, господа не согласны с нами, то с кем вы?» Ну и, естественно, в зависимости от ответов стал бы делать соответствующие оргвыводы. И пройтись бы с таким «вопросником» по всем структурам власти...
Впрочем, никакие «грабли» из ельцинско-гайдаровского прошлого, как и вся вместе «пятая колонна», уже не в силах оказать серьезного влияния на новый курс России.
Сегодня они способны разве что делать пакости, может, даже по-крупному. Они в упор не желают видеть, как изменилась наша страна, народ. Потому эти заметки хотелось бы завершить на оптимистической ноте. В то время, когда в Санкт-Петербурге проходил международный экономический форум, его на все лады обсуждали в Киеве. (Как без него?) На одном из телеканалов известный рупор русофобов Д. Гордон обвинял Евросоюз в предательстве интересов Украины. По его мнению, Россия окрепла благодаря исключительно антироссийским санкциям Европы. Мол, не надо было их объявлять, а то из-за них «незалежная» не в состоянии уже сдерживать «российскую агрессию». Исходя из этой логики, видимо, наравне с Вашингтоном следовало бы выразить благодарность еще и Брюсселю. Что и делаем, пусть и задним числом.
Валерий Панов
Столетие