Этот не единый англосаксонский мир...
Визит Дональда Трампа в Великобританию 3-5 июня, помимо протокольных мероприятий, предполагал достижение договорённостей о рамках нового торгового соглашения между двумя странами, встречу с представителями бизнеса и участие Трампа в праздновании 75-летия высадки союзных войск в Нормандии.
Однако с самого начала пребывание американского гостя на Британских островах было омрачено протестами против его приезда. Было организовано общенациональное ралли, в котором приняли участие тысячи англичан. Выразить своё плохое отношение к Трампу приехали даже граждане стран континентальной Европы. Марши протеста прошли в Лондоне, Глазго, Шеффилде, Эксетере, Белфасте и других городах. Инициативы «Остановить Трампа» (Stop the Trump) и «Долой Трампа» (Dump Trump) организовали колонны автобусов для доставки демонстрантов из других городов. На митингах выступал и лидер лейбористской партии Джереми Корбин, который отказался от приглашения на официальный банкет в Букингемском дворце по случаю визита американского президента...
Корбин заявил, что не допустит нового торгового соглашения с Америкой, которое Трамп планирует подписать после выхода Великобритании из ЕС. Лидер лейбористов критиковал международную политику США и предлагал американскому президенту провести переговоры на такие темы, как потепление климата, угрозы международному миру, кризис с беженцами, но Трамп от встречи с Корбиным отказался. А мэр Лондона Садик Хан
написал в «Твиттере», что «Тереза Мэй должна сказать Трампу, чтобы тот кончал со своей эгоистической политикой относительно климатических изменений».
Первоначально президент США имел в виду, что в договорённости по новому торговому соглашению войдёт раздел о системе здравоохранения Великобритании, но британский министр здравоохранения Мэттью Хенкок и другие консерваторы заявили, что не позволят сделать это предметом переговоров: мол, британское здравоохранение является социально ориентированным и не может подвергаться рыночному давлению.
Однако американский президент сделал вид, что протестов не заметил. На совместной с Терезой Мэй пресс-конференции он
высказался по этому поводу:
«Мы видели тысячи людей и слышали приветствия. Сегодня то же самое. Мне говорили, что были протесты. Я спросил: где протесты? Я не видел никаких протестов. Я видел сегодня маленькую группу протестующих. Очень маленькую. Мне больно говорить, но у вас много фейковых новостей».
Трамп пообещал британцам «феноменальное торговое соглашение» после того, как Великобритания уйдёт из Евросоюза. Да и вообще, США и Великобритания, по его словам, «являют собой величайший союз, каких не знал мир». Хотя, по опросам общественного мнения, 72% англичан отзываются о президенте США отрицательно и лишь 21% положительно.
Прибыв в Лондон, президент США откровенно агитировал за Брекзит.
«Брекзит состоится, он должен состояться, - заявил Трамп, - потому что Британия - это великая страна, и она нуждается в собственной идентичности».
Желающие пусть ответят на вопрос, чего в этих словах больше - заботы о британской «идентичности» или стремления ослабить Евросоюз как конкурента.
На совместной пресс-конференции Трампа и Мэй говорилось, что США и Великобритания решительно настроены на то, чтобы «Иран никогда не создал атомное оружие и прекратил поддерживать терроризм», но в отношении способов предотвращения «иранской угрозы» единства у сторон нет. По словам Терезы Мэй, «США должны делать все, чтобы избежать эскалации, которая не отвечает ничьим интересам». В Вашингтоне думают по-другому. То же самое относится к «торговой войне с Китаем». По мнению Мэй, нельзя игнорировать опасности со стороны Китая, но следует признать «экономическое значение этой страны».
Трамп заявил также, что США и Великобритания должны достигнуть соглашения по обмену разведывательной информацией. Такое соглашение имеется, но американского президента что-то в нём не устраивает.
Скорее всего, то, что «самый верный союзник» часть разведывательной информации придерживает для себя.
На третий день пребывания в Великобритании Трамп принял участие в праздновании 75-летия высадки союзников в Нормандии. Празднование проходило в Блэкпуле. Пресса отметила выступление королевы Елизаветы, которая говорила, что «из пепла войны появилась ассамблея международных институтов, и изначальная цель этих структур заключалась в сотрудничестве наций ради сохранения мира, достигнутого такой дорогой ценой». Для внимательного уха это было завуалированное послание американскому президенту, подрывающему «ассамблею международных институтов» (читай: глобалистское мироустройство). По мнению СМИ, Трамп не услышал обращения королевы или сделал вид, что не услышал. По поводу высадки союзников он ограничился фразой в своём классическом стиле: «Это была величайшая операция в истории».
Оценивая визит Трампа в Великобританию, The Guardian
писала: «Президентство Трампа и Брекзит находятся в родственной связи. Оба проявились примерно в одно время, и оба базируются на обещаниях национального возрождения путём отказа от сотрудничества с партнёрами. Они застряли в ясельном политическом возрасте… a если их не поддерживают, то впадают в истерику…»
Резкость этой оценки (мы цитируем ещё на самые грубые по отношению к Трампу места статьи в The Guardian) и противопоставление национальному возрождению «сотрудничества с партнёрами» говорят, как глубоко зашли противоречия в стане англосаксов и насколько яростной будет предстоящая схватка за пост президента США в 2020 году.
ДМИТРИЙ СЕДОВ Фонд Стратегической Культуры